Главная Карта сайта Контакты

Эстетическая деятельность человека

Генезис эстетической и художественной деятельности

Историко-генетический метод позволяет проследить, как, когда и почему сформировалась эстетическая деятельность человека, уточнить ее качественно - определить типы, выявить соответствие уровню общественного развития и разделению труда. Действительно, почему в человеческом сообществе развиваются не только утилитарная, религиозная, политическая, магическая, нравственная, но и эстети-ко-художественная деятельность?

История эстетики знает множество подходов к решению вопроса о причинах возникновения и развития эстетической и художественной деятельности человека.

Одна из точек зрения на возникновение эстетической деятельности сложилась в глубокой древности и имела мифологическое содержание. Так, миф о Прометее проливает свет на происхождение искусства. В нем говорится о том, что боги наделили доисторических животных волосяным покровом для защиты от холода и когтями для добывания пищи и защиты от врагов. Человек оказался при этом обделенным. Прометей, заботясь о голом, беззащитном человеке, украл с неба огонь, а у Афины и Гефеста - искусство ткать ткани и ковать железо. Так миф объясняет, что искусство пришло в мир как средство, с помощью которого человек мог удовлетворять свои насущные потребности, когда одной природы было недостаточно. В этой мифологической картине эстетическая деятельность и искусство возникают благодаря тому, что человек что-то добавляет к природе, используя свой особый ум и деяния собственных рук. Искусство - это природа, но измененная и обработанная человеком для его благополучия, удобства, красоты. С помощью этого мифа Платон в «Протагоре» обосновывает тезис о том, что возникновение искусства связано с необходимостью его применения в жизни и человеческом мастерстве.

Учение Платона явилось итогом многочисленных интерпретаций божественного происхождения красоты и искусства. Платон считал, что божественное начало, находящееся внутри нас, желает, чтобы его увековечили и как бы отлили в бронзовую скульптуру. Увековечить себя это божественное начало может лишь при обращении души самой к себе и при полном познании своей внутренней природы. Тогда красота стимулирует воспроизведение нами самих себя в божественном образе. Она помогает освободить бессмертный божественный элемент, который присутствует во всех перевоплощениях и странствиях нашей души. Красота объединяется с нашей духовной и божественной сущностью и обеспечивает человеку возможность жить и сопротивляться всем изменениям в жизни. Появление многих выдающихся произведений искусства, согласно данной точке зрения, связывали с провидением божеским или дьявольским. Так, Грибоедову будто бы свыше был дарован во сне план комедии «Горе от ума», Толстому - сюжет «Отца Сергия». Великому итальянскому скрипачу Тартини во сне приснился дьявол, который сыграл прекрасную мелодию на скрипке, так что ему оставалось ее только записать. Музыканты оркестра, которым дирижировал Бетховен, любили рассказывать легенду, согласно которой один из виолончелистов пожаловался композитору на техническую сложность своей партии и попросил маэстро написать другой, облегченный вариант. На эту просьбу композитор ответил:

«Я ничего не могу поделать, так мне продиктована эта музыка свыше, самим божеством».

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе