Главная Карта сайта Контакты

Эстетическая деятельность человека

Идея Дарвина о биологическом происхождении эстетической деятельности

В конце XIX в. была достаточно популярна точка зрения Дарвина о биологическом происхождении эстетической деятельности и сознания. В своем труде «Происхождение человека» он обращает внимание на красоту как важный фактор в половом отборе. На основе многочисленных наблюдений он пришел к выводу, что чувство прекрасного свойственно не только человеку, но и животным:

«Когда мы видим, как самцы птиц тщательно демонстрируют свои перья великолепных расцветок перед самками ... невозможно усомниться в том, что самки восхищаются красотой своих партнеров»1.

Затем биолог проводит параллель между естественной половой окраской у животных и искусственными украшениями человеческого тела и делает вывод относительно общности вкусов, объединяющих животных и людей. Наукой действительно установлено, что у многих видов животных существуют стойкие реакции на цветовые и звуковые раздражители. Например, розы интенсивнее развиваются, если их рост сопровождают звуки классической музыки, а не от рок-ритмов. Вызывает ли музыка чувство удовлетворения у растений или животных? Видимо, да, но это удовольствие биологического и физиологического, а не духовно-эстетического порядка.

В противовес идеалистической, эстетике и биологизаторским теориям эстетической деятельности в конце XIX в. развиваются попытки ее исчерпывающего объяснения с точки зрения социологии (О. Конт, И. Тэн) и натурализма (Курбе, Флобер, Золя, Гюйо). Русский исследователь Г. В. Плеханов в работах «Письма без адреса» и «Искусство и общественная жизнь» полемизировал с Дарвиным, утверждая, что чувство красоты нельзя истолковать на основе только биологических предпосылок. Его происхождение может объяснить не биолог, а социолог. Именно он вскрывает зависимость идей о прекрасном от материальных, социальных условий, и в целом от исторических обстоятельств. Будучи сторонником материалистического взгляда на историю и историческую судьбу человечества, Плеханов пишет:

«Природа человека делает то, что у него могут быть эстетические вкусы и понятия. Окружающие его условия определяют собой переход этой возможности в действительность; ими объясняется то, что данный общественный человек (т.е. общество, данный народ, данный класс) имеет именно эти эстетические вкусы и понятия, а не другие».

Действительно, человек, будучи частью природы и одновременно социальным существом, изменял природу в соответствии со своими целями. Усмотрение порядка в природе и организация собственной деятельности в соответствии с этим порядком несли человеку чувства уверенности и удовольствия. Следующий шаг на пути развития человечества был связан с фиксацией порядка, поисками и организацией его в природном материале. Возникновению способностей формирования первых эстетических навыков в труде предшествовал длительный период истории человечества, когда первые идеи структурирования, порядка, игры, взятых из природы, были непосредственно вплетены в материальную Деятельность, в труд. Только начиная с эпохи верхнего палеолита (30-40 тыс. лет до н. э.) можно говорить о первых несомненных свидетельствах эстетической деятельности первобытных людей.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе