Главная Карта сайта Контакты

Эстетическая деятельность человека

Функционально-эстетические свойства эстетического чувства

Эстетическое чувство связано с красотой. Для того чтобы возникло подлинно эстетическое чувство, в ситуации эстетического взаимодействия предметов и человека должны присутствовать универсальные эстетические свойства и закономерности: мера, целесообразность, гармония, совершенство, целостность и др. Именно чувство красоты способно стимулировать нашу нравственность, познавательную, интеллектуальную деятельность, духовную жизнь. Под влиянием позитивных качеств, которые пронизывают эстетическое чувство, происходят существенные изменения личности. Благодаря эмоциям процесс познания приобретает особую значимость, жизненную потребность, азартность.

Так, Л.Н. Толстой подчеркивал, что "наука доказывает истину, а искусство заражает истиной". В поэзии, искусстве мы как бы заряжаемся эмоциями. Не суждения и логика, а тоска, отчаяние, восторги формируют наши воззрения на мир благодаря эмоциональному значению искусства. Еще в Древней Греции на уровне государства стояла задача воспитания эстетических чувств граждан. От того, как люди умеют правильно страдать и радоваться, зависят их активность, жизнедеятельность, ощущение счастья или горя. Сегодня воспитание культуры чувств людей также важная педагогико-воспитательная задача. Более 130 оттенков эстетических и нравственных чувств называют современные исследователи. Эмоции и чувства влияют на наше эстетическое состояние и поведение, и вместе с тем разные эмоции и чувства взаимосвязаны и изолированно не существуют.

В эстетическом чувстве находят взаимодействие многие сложнейшие и тончайшие способности личности. Эстетическое чувство взаимодействует с оценочными моментами познавательной деятельности. Оно переплетается с нравственными чувствами. Например, чувство прекрасного может быть связано с любовью

к Родине, патриотизмом, долгом, справедливостью. Интеллектуальная деятельность также связана с особой радостью, эстетическим мерцанием истин. Еще более сложным является взаимодействие художественных эмоций. У каждого человека смех и слезы, любовь и ненависть, печаль и радость по поводу прочитанного, прослушанного, просмотренного сочетаются своеобразно. В этой связи важно отметить свойство амбивалентности эстетических эмоций, когда даже один и тот же факт может вызвать у человека противоположные чувства - «смех сквозь слезы», удовольствие через потрясение и сострадание.

Роль эстетических чувств в жизни человека трудно переоценить. Чем более они развиты, тем богаче сам человек и полнее его жизнь. Именно на эстетических чувствах человека во многом покоится его духовная жизнь.

В процессе генезиса эстетической деятельности и сознания развивающееся чувство ставило человека в ситуацию, когда появлялись вновь и вновь желание, интерес, потребность испытать радость, наслаждение и другие эстетические чувства от встречи с прекрасным. От этого возникает и формируется у человека потребность воспринимать и приумножать прекрасное в жизни, или эстетическая потребность. В отличие от эстетического чувства, которое сопровождает деятельность созерцания, восприятия, практически творческую деятельность, эстетическая потребность конкретизирует эстетическое чувство, обеспечивая укорененность эстетических действий в труде, общении с природой, взаимоотношении с другими людьми в художественном творчестве. Эстетическая потребность - важный мотив и побудительная причина эстетического удовлетворения и радости. В отличие от чисто утилитарных или физиологических потребностей, их ценность не в пользе или выгоде. Так же как и в эстетическом чувстве, в них заключена тайна бескорыстного наслаждения предметом. Это могут быть горы, звезды, произведения искусства, компьютер. Во всех отношениях эстетическая потребность предстает как духовная нужда и незаинтересованная заинтересованность человека в создании и освоении эстетических ценностей.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе