Главная Карта сайта Контакты

Эвристика искусства

Эмоциональные способности художника

Эмоциональные способности в структуре сознания и творчества художника тесно связаны с рациональными способностями. Их взаимодействие носит сложный, противоречивый характер. Определяющую роль в нем играет личностное отношение художника к миру. В эстетике XX в. имеются точки зрения, которые как абсолютизируют чувственное начало, так и преувеличивают роль рационального в художественном творчестве. В начале века были распространены идеи теории «невинного глаза» (Д. Рескин, К. Беде, Р. Фрейд). Согласно им художник должен видеть и чувствовать, но не размышлять благодаря врожденной способности к творчеству. Художник должен смотреть на мир глазами ребенка и отказаться от практического интереса к нему.

Такой точке зрения близка эстетика импрессионистов. К. Моне говорил о своем желании родиться слепым, затем внезапно прозреть, чтобы начать творить без всех условностей и знаний о своем предмете. Эстетика ощущений реализуется в таких разновидностях натуралистического искусства, как фотореализм, гиперреализм, поп-арт и др. Чрезмерная интеллектуализация процесса творчества, характерная для г е ш т а ль т т е о р и и (Р. Аркхейм, Э. Гомеб-рич), ведет к абсолютизации идей и стиля. На практике это выражается, например, в концептуальном искусстве. Художники этого направления заявляют, что им удалось проникнуть «силой идей» за физический статус предмета:

«Они предлагают замысел (концепцию), излагают его в письменном виде, кладут в папку и дают возможность желающим с ним ознакомиться»1.

Без полюсов крайностей творчество в искусстве представляется эстетикой как чувственно-предметная и целенаправленно-интеллектуальная деятельность художника. Если так, то рациональное, дискурсивное мышление не чуждо художнику и не может убить очарование искусства. Каждый творец, начиная работу над произведением, уже идеально представляет его замысел, идею. Существование центральной идеи произведения уже на стадии замысла говорит о важности рационального мышления в творчестве художника.

Каждый художник наблюдает жизнь и впитывает жизненный материал для будущих творений. И.Е. Репин впервые на Неве увидел бурлаков, изнемогавших в тяжелом труде. Увидел и не смог забыть. Он год проводит на Волге и наблюдает, познает, постигает тяготы жизни бурлацкого племени. Разве без такого наблюдения, изучения, знания жизни мог бы появиться шедевр реалистической живописи «Бурлаки на Волге»? Страсть творческого наблюдения и созерцания сопутствовала жизни И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе