Главная Карта сайта Контакты

Эвристика искусства

Проблема таланта

Проблема таланта как главного условия творческой деятельности привлекала внимание философов всех эпох. Ответы на вопросы, в чем сущность таланта и каково его происхождение, давали Аристотель, Платон, Кант, Шопенгауэр, Бергсон, Э. Гуссерль, Н. Лосский и др. Но и сегодня ни генетика, ни психология, ни философия, ни эстетика не могут дать точных параметров таланта. А. С. Пушкин писал в «Египетских ночах»:

«Всякий талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске карского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами?!. - тщетно я сам захотел бы изъяснить».

Здесь Пушкин подчеркивает особую природную одаренность художника, особый склад мышления творца - художественно-образное мышление.

Действительно, значение природных задатков и природной предрасположенности человека играет определяющую роль в искусстве. Природа должна наградить человека особыми качествами музыкального слуха, чтобы он стал композитором или исполнителем. Природный дар ощущений пластики, телесности, движения позволяет стать балериной. Особое чувство цвета и цветовой гаммы порождает колористический талант живописца. Во всем этом роль природной одаренности первична. Выдающийся физиолог И.П. Павлов делил психический склад людей на две категории: мыслители и художники. Быть художником - значит поэтически воспринимать мир, мыслить в структуре художественных образов. Психобиологические, генетические предпосылки необычайно важны в проявлении творчества и таланта. Но талант не может функционировать без профессиональной выучки и образования. Он нуждается в постоянном совершенствовании и оттачивании мастерства. Развитие таланта зависит от семьи, школы, социальных условий. В конечном счете социум определяет направление и возможности творчества художника, его интересы и взгляды на мир.

В развертывании таланта большую роль играют индивидуально-личностные качества творца. Среди них - трудолюбие и трудоспособность. Известно, как требовательно относились к своим рукописям Тургенев, Фет, Тютчев. Пушкин некоторые стихи переписывал по восемь и более раз. Л.Н. Толстой 16 раз переписывал своего «Хаджи Мурата». В психической структуре талантливого художника важно умение мобилизовать и концентрировать всю творческую энергию, напряжение и направить их к творческой цели. Художник живет напряженной внутренней жизнью. На ее полюсах творческая жажда, стремление к совершенствованию к идеалу, желание проникнуть в тайны человеческого бытия, поиск, озарение, эмоциональные срывы.

• В субъекте художественного творчества, в личности художника мы видим концентрацию чувств, мыслей, страстей, вдохновения, силу техники и мастерства, трудолюбия, многих сознательных и иррациональных признаков таланта.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе