Главная Карта сайта Контакты

Эвристика искусства

Художественная модель произведения

Создание художественной модели будущего произведения требует огромных духовных затрат и усилий, как идейно-эмоциональных, так и организационных. Появлению полотна предшествуют эскизы памятника в материале - модели в гипсе и глине, симфонического произведения - многочисленные текстовые правки партитуры. Все это служит детальной творческой разработкой замысла произведения. Уровень художественной модели позволяет приобрести новое качество, обогатить первичный замысел, придать ему более строгие поэтические формы. Тщательно разрабатываются персонажи, вносятся поправки, уточнения.

В этом раздумья автора, становление его концепционности и образов. От замысла к его эстетическому решению и претворению - это путь напряженной и скрытой работы художника, который продолжается порой долгие годы. Известно, что первые строфы романа «Евгений Онегин» Пушкин написал в 1823 г. в Кишиневе, затем брался за перо в Одессе, Михайловском. Закончен же роман был в 1831 г. в Бодцине. Все эти годы шла внутренняя работа над этим самым задушевным произведением поэта.

На этапе реализации замысла в художественном языке и в системе образов данного вида искусства труд художника носит целеустремленный и организованный характер. Л.Н. Толстой писал Фету:

«Вы не можете представить себе, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принужден сеять. Обдумать и передумать все, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать миллионы возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1000000, ужасно трудно».

Как писал В. Маяковский, «единого слова ради изводишь тонны словесной руды». И только после того, когда художник видит свое будущее творение в своем воображении отчетливо, законченно, он переходит к процессу воплощения идеального образа в материале.

Признак мастерства определяет жизнь настоящего искусства. Его нельзя подменить легковесной виртуозностью. В нем соединяются школа, профессионализм, труд. Из них только может вырасти настоящий мастер. Но главное впечатление на зрителя производит целостный образ произведения. Нечто единое и цельное, выплеснувшееся из глубин творческого «Я» художника, мы обнаруживаем в подлинном искусстве. Главное эмоциональное очарование искусства создается цельностью образов, темы, идеи. Целостность законченного произведения мы переживаем чувством и мыслью. Красота и совершенство такой целостности живет в «Сикстинской мадонне» Рафаэля, в «Волшебной флейте» Моцарта и многих других творениях.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе