Главная Карта сайта Контакты

Эвристика искусства

Индивидуальная манера, стиль, направление и творческий метод в искусстве

Творчество всегда индивидуально. Для характеристики оригинальности, неповторимости, своеобразия художественного творчества в эстетике используют такие понятия, как художественный почерк, творческая манера. Рассматривая близость творчества ряда художников или их больших групп по ряду признаков, пользуются понятиями школы, стиля, направления, метода. Это категории объединительного ряда, позволяющие выявлять общие признаки и стороны творческих результатов в контексте целостного социально-культурного развития.

Творчество каждого талантливого мастера в искусстве отличается индивидуальным своеобразием. Мы никогда не примем музыку Баха за музыку Шопена или музыку Чайковского за музыку Скрябина. У творений этих композиторов есть признаки высокой индивидуальности.

• Творческой манерой называют в эстетике последовательно и определенно выраженные индивидуальные черты художественного творчества, отличающие творения одного художника от творений другого.

Слово манера переводится с французского как образ, способ действия. Эти способы творчества могут касаться как пластов содержания, так и пластов формы художественных произведений, их языка, изобразительно-выразительных средств. Их своеобразие, оригинальность делают творения индивидуальными и узнаваемыми. Узнаваемы колорит Рембранта, интонационный строй Шостаковича, ритмика Маяковского. Творческая манера проявляется не только в художественном языке, но и в избранных художником темах, сюжете, композиции, жанрах искусства. Доказательством того, что оригинальность творчества начинается с оригинальной творческой манеры, служит живопись М.К. Чюрлениса. Картины его отличаются глубоким лиризмом, особым индивидуальным обаянием. Ведущую роль в них играет колористика. Она определяет настроение картины подобно тому, как настроение музыки определяют тональность и тембр. Картина «Безмолвие» («Тишина») - это самое лаконичное и самое верное изложение живописной музыкальности Чюрлениса. Исчезает живопись, остается безмолвие, которое соответствует идее «чистого листа» в традиции японского искусства и которое трактуется как наиболее совершенное выражение замысла художника.

Творческую манеру автора предопределяют природный дар и индивидуальность. Постепенно она становится узнаваемой, все более и более постоянной. В этом случае принято говорить о творческом почерке художника. Подобно тому, как в правописании формируются характер начертания букв, манера письма, в искусстве складывается индивидуальный характер творчества мастера, манера на уровне творческого почерка. Каждый талантливый художник формирует свою собственную манеру и почерк. Так, юный Гоголь, приехав в Петербург, начал творчество с подражания романтической манере Жуковского и вынужден был сжечь свою поэму «Ганц Кюхельгартен».

Позднее, в «В вечерах на хуторе близ Диканьки», он проявляет собственную романтическую манеру письма и почерк. В них дается жизнь, преображенная народной фантазией. В его манеру органично вошли народные сказки, песни, обычаи малороссиян.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе