Главная Карта сайта Контакты

Эвристика искусства

Историческая классификация по принципу стиля

Стиль нередко выступает основанием исторической классификации искусства, поскольку через него представлена историческая общность художников. Стилевое единство служит важной чертой связи, сопоставления и единства в мире искусства. На этой основе достигаются выводы о степени общности, органичности, целостности искусства, например, готики, классицизма, барокко. Формирование стиля во многом определяется социокультурной ситуацией, а также учениями о природе искусства, его функциях, задачах. Так, стиль египетского искусства складывался в соответствии с религиозно-идеологическими нормами этой древнейшей цивилизации. Стиль вбирает в себя не все черты творчества художников, а только те, которые сближают их творчество. Например, несмотря на то, что Гайдн и Моцарт имели различные творческие манеры, их творчество на основании единства в разработке фразо-мелодического, ритмического, фактурного материала можно отнести к единому .стилю венских классиков.

Но в каждую новую эпоху развития искусства нарастают усложнения, все большую роль играет индивидуальность мастера. Начиная с романтизма XIX в. свобода творческого самовыражения позволяет фиксировать общность лишь на уровне стилевых тенденций. Известны попытки культуры «Серебряного века» в России создать единый стиль всех искусств - «модерн». Они не смогли реализоваться, поскольку многообразие и социально-художественные противоречия начала XX в. были слишком велики. Последующее развитие искусства в XX в. также не могло укладываться в рамки стилевого единства. Быстро возникали и исчезали общности художников-авангардистов, модернистов и постмодернистов. Социально-культурная неустойчивость препятствовала созданию цельных стилевых образований. Но тем не менее стили продолжали существовать в рамках отдельных видов искусства. Нередко их связывали с именем конкретного мастера: стиль Прокофьева, стиль Шостаковича, стиль самодеятельной песни 60-х годов и др.

От стиля следует отличать стилизацию как преднамеренное использование художником форм, приемов, черт, уже встречавшихся ранее в мировом искусстве. В новом художественном творении это позволяет решить те или иные эстетико-поэти-ческие задачи. Например, обращение к стилю и манере народного искусства, его органическое цитирование вносят допустимую меру условности, ассоциаций, аллюзий в восприятие образов оригинального авторского произведения. Вторичное использование узнаваемых художественных форм особенно характерно для музыки, литературы, театра, кино. Так, С.С. Прокофьев в «Классической симфонии» использовал прием стилизации, преднамеренно воссоздав типичные черты музыкального стиля композиторов Венской классической школы.

Отличие одного художественного метода от другого кроется в своеобразии и способе видения, понимания, толкования мира художником. Это видение выражается в соотношении эмоционального и рационального, типичного и индивидуального, правдивости и условности, объективности и субъективности; в выборе художественно-изобразительных средств языка, композиции, пластики и др. Метод творчества определяет и содержание, и форму произведения искусства. Методы самостоятельны, исторически конкретны. Но они могут взаимодействовать, конфликтовать, обеспечивать преемственность принципов. Так, критический реализм был подготовлен развитием реализма эпохи Возрождения и эпохи Просвещения.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе