Главная Карта сайта Контакты

Эвристика искусства

Становление и развитие психологии искусства

Говоря о становлении и развитии психологии искусства в истории отечественной философии и эстетики, важно обратиться к работам А.А. Потебни (1835-1891), Н.А. Бердяева (1874-1948) и Л.С. Выготского (1896-1934). А.А. Потебня, будучи ученым-лингвистом, литературоведом, эстетиком, развивал принцип эвристической функции языка, который не выражает готовую мысль, а создает ее. Структурные, функциональные, исторические закономерности языка он распространил на искусство, поскольку сделал вывод об аналогии языка и искусства.

Он строил свою эстетику на материале словесности, или искусстве слова. Психологию восприятия искусства и творчества он связывал с трехэлементной формулой постижения формы: внешности - образа - значения. Центром последнего является художественный образ. Первые два элемента доступны исследованию. Образ может иметь длинную родословную. Представление в слове относится к значению. Между ними существует расстояние, из-за которого мысль часто становится невыразимой.

Потебня приводит стихи Тютчева:

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.

«ложь, - пишет Потеоня, - потому, что значение слова не передается». Эстетические идеи А.А. Потебни имеют значительный творческий потенциал и продолжают развиваться многими современными эстетиками.

Н.А. Бердяев преодолел сложный мировоззренческий путь развития собственных идей от социал-демократии через критический марксизм и философский идеализм к религиозной (христианской) философии как выражению целостного и универсального человеческого опыта. Одна из центральных его работ «Смысл творчества» (1895) несет в себе идею оправдания человека в творчестве и через творчество. Тем самым он отказывается от важной идеи христианского сознания - признания завершенности творения и откровения. Центральной становится идея творчества как откровения человека, как совместно с Богом продолжающегося творения. Человек творческого акта поставлен в центр бытия. В художестве, считает Бердяев, возможен уход от тяжести мира, жизни. В нем кроются победа, свобода, частичное преображение жизни. Творя, человек пробивается через тяготу мира, но в творении мир предстает уже просветленным и освобожденным.

«Восприятие мира в красоте есть прорыв через уродство мира сего к миру иному. Мир, принудительно данный, мир сей уродлив, он не кос-мичен, в нем нет красоты. Восприятие красоты в мире есть везде творчество - в свободе, а не в принуждении постигается красота в мире...»

«Творчество художественное имеет онтологическую, а не психологическую природу».

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе