Главная Карта сайта Контакты

Эвристика искусства

Чувство радости и удовольствия от восприятия искусства

Чувство радости и удовольствия от восприятия искусства проистекает от совершенства формы, глубины поэтического содержания произведения. Радость и удовольствие, которые получает человек в сфере искусства, - это радость от общения с творцом произведения, радость приобщения к его нравственным и эстетическим идеям. Это радость ухода от бега повседневности и приобщения к ценностям из разряда вечных. В искусстве талантливо проявлены ум, красота, творчество человека. Приобщенность к его ткани, смыслам и значениям способна внести гармонию в души людей, создать более светлое и радостное видение мира.

Но путь к этой гармонизации человека в искусстве лежит через образы и полюса переживания безобразного, злого, ненавистного. Эти экстремально-негативные точки искусства эстетически переживаются человеком негативно, тревожат, будоражат нас. Художник способен показать мучительно неприятные коллизии жизни, которые вызывают сложные чувства, мысли и особый труд души. Нужно иметь в виду, что восприятие искусства - это не только радость, наслаждение, праздник, хотя эта сторона в подлинном гуманистическом искусстве побеждает. Это еще и боль, тревога, сопереживание бедам человеческим, внутренний протест против зла, насилия, несовершенств жизни. Не просто усилия нашей психики, ума, но сложного проживания в себе всеми силами сердца и души требует настоящая культура постижения искусства. Затраты душевных сил вознаграждаются чувством удовольствия и радости.

В технологии эстетического восприятия произведения искусства принято выделять ряд фаз или узловых моментов.

Предкоммуникативной фазе соответствует установка на восприятие художественного произведения. Коммуникативная фаза содержит предварительную эмоцию, созерцание, созидание образа на основе игры воображения, фантазии, ассоциаций, эмпатии, верования, переработку художественной информации посредством постижения художественного языка произведения. Здесь же формируется образ - переживание, в котором идея художника как бы рождается заново. Высший кульминационный момент эстетического восприятия сопровождается глубоким эстетическим чувством, о котором говорил Аристотель, - катарсисом. С психологической точки зрения в аффекте катарсиса можно увидеть главный итог воздействия искусства на личность. Открываемое в этот момент единство познавательных, гедонистических, воспитательных, собственно эстетических смыслов и сущностей, переживаемых человеком, способствуют его духовному перерождению. Эффект сопереживания, сострадания, содействия вызывает ощущение просветленности, подъема, нравственного пафоса. На стадии коммуникативного взаимодействия с искусством возможно не только эмоционально-чувственное, но и рефлективное его осмысление. Отсюда следует знаменитый вывод Л.С. Выготского о том, что эмоции искусства суть «умные» эмоции. Эстетическое суждение при первом восприятии может как выступать в свернутом виде («мне нравится» или «мне не нравится»), так и быть развернутым - осмысленным.

От культуры восприятия субъекта зависит фаза созерцания и постижения искусства. Она может состоять только из неясной эмоции и узнавания привычных образов, а может подняться до высот потрясения и даже открытия. Эту кульминационную точку восприятия мы связываем с катарсисом. Посткоммуникативная фаза связана с активной работой психических механизмов субъекта по осмыслению той художественной реальности, которая завоевала поле эстетического сознания субъекта.

На протяжении веков культура восприятия в сфере профессионального искусства была привилегией немногих. Но каждого человека влечет эта сила человеческого гения, и каждый пытается понять искусство. Многое из того, чему он учится, достигается им самим на основе индивидуального опыта.

Реципиент, или человек, воспринимающий искусство, собственными усилиями, создает уникальный мир своего сознания и своей личности, выступая подлинным творцом.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе