Главная Карта сайта Контакты

Эстетика как философия искусства

Соответствие содержания и формы в произведении искусства

Традиция различения содержания и формы в художественном произведении была обоснована теоретиками искусства лишь в XVIII в. В начале XIX в. заметную роль в ее развитии сыграла немецкая классическая эстетика, особенно труды Г. Гегеля. Ранее, в течение многих столетий, понятия содержания и формы в искусстве не разграничивались. Представления о них были так тесно связаны, что рассматривались в одном ряду анализа. Разграничение содержания и формы было существенным достижением эстетической науки. Благодаря этому стал возможен тщательный анализ отдельных элементов и уровней произведения искусства. Все аспекты эс-тетико-искусствоведческого анализа и той или иной мере связаны и опираются на анализ содержания и формы произведения. Природа искусства, связанная с красотой, проявляется в особенностях прекрасного содержания и прекрасной формы, а также в законах их соответствия. Это означает, что сама природа эстетического освоения мира в искусстве посредством красоты предстает как соотносительность содержания и формы.

Методологической основой соотношения содержания и формы в искусстве выступают известные категориальные философские положения.

Содержание - это то, из чего состоит предмет, совокупность существенных свойств и внутренних признаков, которые составляют его основу.

Форма - это порядок расположения элементов содержания, внутренняя организация явления, предмета. Философская диалектика исходит из того, что, во-первых, содержание и форма - две нераздельные, не существующие друг без друга стороны любого явления; во-вторых, в единстве содержания и формы ведущим является содержание, поскольку именно оно раскрывает природу явления, составляет его сущность; в-третьих, активность формы проявляется в том, что она способствует развитию содержания, когда соответствует ему, и, напротив, мешает выявлению содержания, когда ему не соответствует.

Особенности и эстетическое своеобразие компонентов содержания и формы в модели художественного произведения заключаются в их единстве, связи, соотносительности, структурно-функциональном обмене, ценностных переходах. О форме можно говорить как о застывшем содержании, а о содержании как о воплощенной художественной форме. Их устремленность к гармонии и оппозиции предполагает обращение к эстетическому анализу сначала содержания, затем формы, а затем к синтезу, обосновывающему их единство.

Художественное содержание - это специфическая для искусства образно-эстетическая и идейно-эмоциональная сфера значений и смыслов, воплощенных в конкретной художественной форме, обладающая эстетической ценностью и системной упорядоченностью.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе