Главная Карта сайта Контакты

Эстетика как философия искусства

Анализ художественного произведения

Анализ художественного произведения с учетом всех значений темы - задача достаточно сложная. Однако это реальный путь к выявлению полноты художественного содержания. Итак, тема (от греч. Thema - то, что положено в основу) -это всегда круг жизненных явлений и проблем, которые определяют неповторимый облик и смысл художественного произведения. Они исследуются, они обращены к читателю, зрителю, слушателю и несут в себе то особенное, что отличает данное произведение от других. Но тема произведения может трактоваться по-разному. Другой важнейшей составляющей художественного произведения является интерпретация темы, ее конкретное идейно-поэтическое истолкование и осмысление художником. Тема - это своего рода вопрос, который художник ставит перед человеком, воспринимающим его творение. Сам художник как мыслитель также вынашивает и дает ответ на поставленный вопрос. Решая его, он переплавляет тему своего произведения в поэтическую идею. Ее можно рассматривать как целостный и доминантный эстетический смысл произведения искусства.

В. Г. Белинский задавался вопросом:

«Какая же красота, которой жаждет наш дух, не удовлетворяющийся красотою природы, и которой мы требуем от искусства? Красота мира идеального, мира бесплотного, мира разума, где от века заключены все прототипы живых образов, откуда исходит все реально существенное. Следовательно, красота есть дщерь разума, как Афродита - дщерь Зевса»<...> «Следовательно, даже и о греческом искусстве нельзя сказать безусловно, чтоб целью его было одно воплощение изящества. Содержание каждой греческой традиции есть нравственный вопрос, эстетически решаемый»1.

Художественная категория, с помощью которой раскрывается идейно-эстетическая направленность художественного произведения, - это тенденциозность (от лат. Tendo - направляю, стремлюсь). В ней представлены ценностный аспект поэтической идеи произведения, определенная социальная позиция художника. Любое произведение искусства проникнуто определенной тенденцией, социальной ориентацией, включенностью в определенный стиль миропонимания, в русло общественных идеалов и устремлений. Открытая тенденциозность близка таким жанрам, как монументальная скульптура, гражданская поэзия, социальный роман, публицистический кинематограф и др. Скрытая тенденциозность присутствует в выборе художником предмета изображения или выражения, образных средств, в логике развития сюжета и характеров. Идеи, тенденции произведения искусства имеют сугубо художественную природу.

Эстетическая категория, передающая единство мысли, чувства, оценки изображаемого, - это пафос (от греч. Pathoc - чувство, страсть, возбуждение). В пафосе предстают целостное миро-отношение художника, его всеобъемлющая страсть и строй чувств. Именно пафос придает особую силу чувств и заразительность искусству. Если в научном познании истина выражается как определенный вид понятия, концепция или теория, то в художественном познании, по выражению Л. Н. Толстого, происходит «заражение истиной» посредством чувств и эмоционального отношения к миру. Эстетическая природа мышления в искусстве предполагает не только развитое рациональное начало, но и развитую сферу чувственности: радость и гнев, симпатию и антисимпатию, любовь и ненависть. Пафос, подобно тенденциозности, выступает в художественном произведении в единстве с темой и идей. Это своего рода тональность эмоционального напряжения, с которой автор утверждает, повествует, негодует. В отличие от тенденциозности, где социальный и идейный моменты определяющие, в пафосе доминирует эмоционально-нравственная направленность. Соответственно типам эстетического отношения выделяются и типы пафоса: трагический, драматический, лирический, сентиментальный, классицистский, романтический и др.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе