Главная Карта сайта Контакты

Эстетика как философия искусства

Авторская художественно-эстетическая оценка

Авторская художественно-эстетическая оценка как элемент содержания художественного произведения принадлежит сфере нравственно-духовных исканий художника. Она может быть выражена ясно и определенно, как, например, в авторских отступлениях Пушкина в «Евгении Онегине». В музыке, лирической поэзии, архитектуре тема, идея, оценка достаточно сложны. Но если тема соотносится с предметной действительностью, имеет изобразительный разброс, то оценка связана большей частью с мировоззрением, пафосом художника, его эстетическим идеалом в созданном им произведении. Носителями опосредованной, завуалированной эстетической оценки могут быть любые элементы формы и языка, например композиция, свет и тень в живописи, монтаж и план в кино, интонация в музыке.

Деталь в обрисовке образа является носителем авторской оценки. Акцент через деталь позволяет сформировать позицию автора. Неслучайно главного героя одного из рассказов А. П. Чехова уважительно на протяжении всех пяти частей именуют Дмитрием Ионычем. И только в последних абзацах рассказа, формируя главные эстетические смыслы и значения из описанной истории жизни земского врача, писатель показывает, как обыватели называют его Ионычем, и весь рассказ через эту деталь неуважительного и иронично странного отечества получает название «Ионыч».

Авторская оценка - одна из ярчайших сторон содержания художественного произведения. Ф. М. Достоевский писал:

«Если бессознательно описывать один материал, то мы ничего не узнаем, но приходит художник и передает нам свой взгляд об этом материале...»1

Однако оценки истинного художника сложны так же, как сложны явления самой жизни. Переплетение эстетических ценностей и антиценностей самой действительности не всегда дает возможность художнику поделить героев на ангела и черта, праведника и грешника. Можно ли отнести однозначно к положительным или отрицательным героям Тараса Бульбу, Григория Мелихова, Анну Каренину? Художник стремится передать многообразнейшие нюансы и оттенки эстетических оценок как соответствие эстетической ценности своего героя. На этом пути возникают сложные переплетения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

Форма выражения содержания в произведениях искусства - это система материальных и художественных изобразительно-выразительных средств, порождаемая особенностями этого содержания, соответствующая ему и различная в разных видах искусства.

Важнейший принцип рассмотрения формы художественного произведения состоит в установлении связей с его содержанием. Форму нельзя мыслить как одежду на теле содержания. Смутное художественное содержание в сознании художника постепенно выкристаллизовывается и закрепляется с помощью соответствующих средств в предметность.

Подобно содержанию художественная форма имеет сложную структуру и упорядоченность. В эстетике в соответствии с философской традицией Гегеля принято различать форму внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя форма выражает, преобразовывает, упорядочивает содержание произведения и материализуется в структурно-композиционных и жанрово-конструктивных вариантах художественного произведения. Она ближе, чем внешняя форма, к элементам содержания произведения и непосредственно определяет его нравственно-эстетические пласты.

Внешняя форма - это материально-изобразительные средства, определенным образом организованные для воплощения содержания и внутренней формы. Она опосредована материальной сущностью произведения, а также способами обработки его материала по законам художественного языка.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе