Главная Карта сайта Контакты

Эстетика как философия искусства

Единство содержания и формы

Исследователь В. Кожников в книге «Стихи и поэзия» предлагает провести эксперимент и изложить известное стихотворение Пушкина, где достигнуто совершенство, единство содержания и формы, прозой: «Я Вас любил: быть может, любовь еще не совсем угасла в моей душе; но пусть она больше не тревожит Вас, я ничем не хочу Вас печалить. Я любил Вас безмолвно, безнадежно, томим то робостью, то ревностью; я любил Вас так искренно, так нежно, как дай Вам бог быть любимой другим». В стихотворении не изменилось ни одно слово, мысли и чувства остались те же, но ушла форма ее ритмико-инто-национный строй и исчезло единство и соответствие прекрасной формы и прекрасного содержания. Шедевр исчез, поэзия исчезла вместе с разрушением внутренней гармонии формы и тем самым с разрушением содержательно смысловой гармонии.

Единство содержания и формы может характеризовать как посредственное, так и талантливое произведение. Напротив, их соответствие означает гармонию эстетически и художественно развитого гуманистического содержания и полноценной формы, выражающей это. содержание. В талантливом произведении искусства обнаруживаются более или менее развитые формы такого соответствия. По мысли Белинского, их органическое, и полное соответствие является уделом выдающихся и гениальных произведений искусства, коих в художественной культуре человечества не так много.

К шедеврам, созданным гениями, можно отнести не все, а лишь некоторые из творений Рафаэля, Моцарта, Пушкина. Даже в произведениях таких гениев, как Данте, Шекспир, Достоевский, можно обнаружить художественный дисбаланс, длинноты, дискретность формы. Л. Н. Толстой пишет: «Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и поэтому вполне правдиво. Такие произведения всегда были и будут редки». Все остальные произведения, несовершенные сами собой, разделяются по основным условиям искусства на три главные рода: 1) произведения, выдающиеся по значительности своего содержания, 2) произведения, выдающиеся по красоте формы, и 3) произведения, выдающиеся по своей задушевности и правдивости, но не достигающие каждое из них того же совершенства в других отношениях.

Проблема единства содержания и форм соотносима с проблемой целостности в эстетике. Целостность произведения искусства предполагает законченность, совершенство, соподчиненность всех уровней произведения, их единство и соответствие. Эстетическое наслаждение от произведения искусства, даруемое зрителю, идет от высокой степени соответствия, адекватности формы воплощаемому содержанию. Такое соответствие эстетически расценивается нами как гармония и целостность.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе