Главная Карта сайта Контакты

Эстетика как философия искусства

Понимание структуры художественного образа

Ключом к пониманию структуры художественного образа является диалектика объективного и субъективного, явления и сущности, логического и нелогического, рационального и эмоционального, аргументированного и интуитивного, правдивости и условности. Можно говорить о сближении, пересечении современного гуманитарного знания и эстетики, искусства и философствования. Структура и представление в ней качества художественной образности достаточно универсальны, поскольку объединяют в единое целое свойства, присущие многим типам познания.

Так, раскрывая диалектику явления и сущности, нужно указать на единство чувственно-конкретной основы произведения и интеллектуального замысла художника, знака и его значения. Наука фиксирует результат познания на уровне закона. В формуле НгО схвачен химический закон существования воды. В такой формуле представлена сущность связи элементов водорода и кислорода, но не их явление. Искусство обращено к явлению, его конкретно-чувственной форме. Римский-Корсаков в опере «Сказка о Царе Салтане» рисует музыкальную картину звучащего бушующего моря, шум и переливы волн. Айвазовский создает «Девятый вал» и показывает самую мощную волну, которая вот-вот накроет спасающихся на обрывках мачты людей. Доходя до границы чувственно-конкретного, наука уступает место искусству.

Оно выражает общие свойства вещей через отдельную вещь, но в богатстве всех ее жизненных проявлений. Художник способен дать знания о мире. Но делает он это в конкретно-чувственной форме посредством художественных образов. Такие образы не мертвы и беспристрастны. Они несут в себе видимость жизни и одновременно одухотворены, согреты чувствами, мыслями, оценками художника. В них пульсируют реальная жизнь и реальное человеческое чувство. Искусство могло бы создавать такие изображения, которые выглядели бы как реальные. Но тогда оно не было бы столь диалектично и универсально. Художественная видимость - это не точный слепок с жизни, а ее творческое видение. Оно отлично от самой жизни, но в силу многих диалектических связей и качеств позволяет глубже понять, объяснить, почувствовать жизнь. Симфонии Чайковского -это не зеркальное отражение чего-либо в реальном мире. Но в них проявление реальной жизни человека, реальных человеческих чувств.

Специфические черты художественно-образного познания - универсальность, особая диалектичность, позволяющие глубже понять, объяснить, почувствовать действительность.

Специфика художественной образности связана также с задачами художественного познания и состоит в особой ценностной функциональности художественного образа. Если объектом искусства является действительность во всем ее многообразии, то в центре внимания искусства находятся человек, его духовный мир, связи с природой, обществом, космосом. Человек - это центр ценностного содержания всякого художественного образа. Эстетическая ценность как сверхзадача художественной образности связана не просто с познанием явлений, а с их переживанием и эстетическим выражением смысла.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе