Главная Карта сайта Контакты

Социология искусства

Поиск правды жизни

Поиски правды жизни в искусстве, ответ на вопрос, что составляет содержательность художественного образа, связаны с пониманием диалектики таких его черт, как объективное и субъективное. Объективное в художественном образе связано с воспроизведением картин, конфликтов, характеров самой жизни. Субъективная сторона художественного образа воплощает чувства, переживания, оценки, идеалы самого художника. В талантливом произведении за образами действительности всегда слышна интонация автора. Именно она сообщает индивидуальную неповторимость творению. Тогда художественный образ в диалектическом единстве воссоздает картины объективной жизни и субъективное самовыражение творца.

Искусство необычайно ценно проявлением именно этого субъективного, творческого начала. Не секрет, что один и тот же факт жизни в разных произведениях разные художники воплощают совершенно по-разному. Если в научном познании личность ученого имеет колоссальное значение в самом познавательном процессе и не входит в его результат (формулу, закон), то вынести за скобки художественного образа его автора-творца - задача неосуществимая. Ее решение означало бы разрушение художественного образа. Поэтому одна и та же тема революции по-разному была воплощена Маяковским и Блоком; одна и та же музыка Сен-Санса по-разному раскрывалась в танцах Анны Павловой и Галины Улановой; один и тот же текст Мериме по-разному звучал в опере Бизе и в «Кармен-сюите» Щедрина. Субъективность художника определяется его мироощущением, мировоззрением, контекстом духовной жизни той или иной эпохи. Прослеживается такая субъективность в художественной образности искусства как особый тон души, авторской интонации, страстности художника. Отсюда печать индивидуальности, гуманизма, поэтики, особой индивидуальной манеры и стиля в творчестве талантливого художника. Благодаря такой субъективности становятся узнаваемы в музыке Бах, Шопен, Чайковский; в живописи - Рафаэль, Рубенс, Левитан, в литературе - Шекспир, Гёте, Толстой.

Искажение объективности и правды жизни ведет к субъективизму, творческому произволу художника. Жизнь в этом случае не самоценна, не исследуется художником, а загоняется в схемы его воображения. На этом пути художник легко может оказаться во власти ложных субъективных представлений. Напротив, талантливый мастер не лишен чувства правды жизни, он умеет прислушиваться к ее голосам и отражать логику жизни в логике развития художественных образов. Любимая дочь Л. Н. Толстого Татьяна Толстая в своих дневниках описывает такую сцену. После долгих часов работы над романом «Воскресение» Толстой вышел в гостиную, где домочадцы раскладывали пасьянс. Он присоединился к ним и сказал, что если карты лягут удачно, то он поженит Нехлюдова и Катюшу Маслову. Пасьянс быстро сложился у папа, как пишет дочь, но своих героев Толстой не соединил. Хотя писатель сам создает образы своих героев, далее они живут своей жизнью, независимо от автора. Они действуют так, как бы действовали в реальной жизни. Нарушение логики их художественного развития означало бы искажение правды жизни, а она, как известно, не подчиняется субъективному произволу мастера.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе