Главная Карта сайта Контакты

Социология искусства

Типизация художественных образов

О типах и типизации замечательно рассуждает Н. А. Добролюбов, в статье «Что такое обломовщина?». Печорин, Онегин, Обломов да и все герои русских повестей «не видят цели в жизни, не находят приличной деятельности». Они не умеют любить и не знают, что искать в любви; трусливы. Онегин говорит Татьяне: «Но я не создан для блаженства, ему чужда душа моя. Напрасны Ваши совершенства, их вовсе не достоин я». Обломов в страхе утешает Ольгу: «Я не так создан, Вы полюбите достойного». Каждый из типических образов героев встречает женщину выше себя. Дружбы в них тоже нет. Ни любить, ни дружить не умеют.

Одно, считает Добролюбов, в них хорошо: не тратят усилий на то, чтобы надувать других. Но и это хорошее произрастает из лени, скуки, апатии, инертности ко всему, что делается на свете. Писатели-классики силой своего таланта, ума, чувств и воображения создали типические образы своих героев, и жизнь этих героев долговечна.

Художественный образ может быть создан по законам не только типизации, но и абстрагирования, символизации. Используя абстрагирование, художник выделяет характерные черты многих героев, а затем конкретизирует их и обобщает в одном. Здесь присутствуют черты не одного конкретного прообраза, а соединяются в тип многие индивидуальные черты. Например, их имеют в виду, говоря о женщине бальзаковского возраста или о том типе тридцатилетних женщин, которые чувствуют жизнь иначе, чем в двадцать лет. За их плечами стоит опыт пережитого горя. Все они «знакомые незнакомки». Знакомые, поскольку их черты, хавактера созданы повторяющимися явлениями жизни; незнакомки - поскольку эти черты воплощены в новых характерах, новых картинах. Художественный образ предстает перед нами как сокращенный рассказ о жизни. В романе Флобера «Мадам Бовари» изображается одна женская судьба, а в ней запечатлеваются типичные ситуации, «встроенные» во многие реальные жизни. Именно принцип типизации в образах Флобера позволяет прийти к поэтической идее романа, заключающейся в том, что все со всеми живут, но никто никого не любит.

Художественный образ, взятый в аспекте своей знаковости, перерастает в художественный символ (от греч. Symbolon - опознавательная примета). Символ предстает перед нами через те или иные знаки, которые содержат многозначные образы. Всякий символ - это образ чего-то. В нем присутствует определенный смысл, несводимый только к образу. Переходя в символ, образ становится легко познаваем, поскольку в нем высвечивается смысловая перспектива. Опосредованно символы искусства всякий раз соотносятся с цельностью человеческого мира. Коммуникативная функция символа обладает особой теплотой и тайной. По мнению поэтов-символистов конца XIX- начала XX в., символ - это то, что связывает эмпирическое, земное с мирами вечными, иными, с глубинами души и духа.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе