Главная Карта сайта Контакты

Социология искусства

Элитарная культура

Самоценность элитарной культуры проистекает из пафоса служения идее, символа веры, аскезы, власти. Так, начиная с Вагнера возникает элитарная музыка. Сам он считал, что публики, которая должна воспринимать его творения, пока нет, но она появится в будущем. Сегодня музыка, построенная на ассоциациях со структурами, принадлежит элитарному вкусу Пьера Булеза; таковы же требования к элитарной музыке Штокхаузена, Кагеля, Кейджа. Потребление такого искусства не всегда доставляет удовольствие. Но это и не задача элитарного искусства. Оно должно заменить жизнь. Синдром служения такому искусству является одним из главных.

Потребитель - это слуга элитарного художника. Здесь возможны великие культурные ценности, такие, как в творчестве Набокова, Бродского, Тарковского. Тонкая область игры очерчивается философскими, художественными, классическими, рафинированно-аристократическими самоограничениями. В таком искусстве нет богатства жанров.Оно монотонно. Для элитарного искусства главное, что есть оно само. Центральная фигура в элитарном искусстве - фигура автора. Как творец своей утопии, он мечтает управлять зрительным залом. Художник противостоит толпе и исповедуется в своих сложных поисках. Причем художники постмодерна это делают не только в искусстве, но и в своих комментариях, сочинениях, манифестах. Самыми очевидными двумя позитивными качествами элитарного искусства являются уважение к труду и суверенной личности художника, а также уважение рафинированного образования и культуры как таковой. В рамках такого искусства осуществляется охрана традиционных художественных ценностей.

Одновременно в элитарном искусстве есть противостояние другой - массовой культуре. В отличие от элитарного искусства, которое в последнее время также подверглось «омассовлению», но все же остается ориентированным на избранную интеллектуальную публику, массовое искусство обращено к потребителям среднеразвитого уровня. Радио, кино, книгопечатание, телевидение, видеопродукция обращены к невзыскательным, стандартным вкусам и потребностям аудитории. В основе этого явления лежит не принцип содержательности искусства, не принцип цели искусства, а количественный признак способа производства и потребления этой продукции. Поскольку народ всегда структурирован, то в целях манипулирования, удобства управления им важно с помощью массового искусства выработать конформизм жизни, привычек, поведения. Стандарты с целью сохранения похожести с другими людьми в моде, вещах, поведении люмпенизируют общество. Идентификация людей происходит через развлечения, наслаждения, сферу искусства. Мифы о счастье, о Золушке, о звездном супермене маркируют все жанры в ожидании переживания чуда идентификации с героями. Если элитарное искусство несет в себе сумерки, печаль, трагизм, то массовое искусство возбуждает чувство радости, бодрости, иллюзию жизни в условиях праздника. Если элитарная культура развивается бурно и достаточно динамично, то массовая культура консервативна. В ее недрах идет смена моды, оранжимента, но она устойчива и малоподвижна, как и культурные свойства ее потребителей. Важно иметь в виду двойственное, амбивалентное отношение массовой культуры к этическим и собственно эстетическим ценностям. Это искусство как бы освобождает себя от всех традиций и условностей. Оно ассимилирует злое, уродливое, ужасное.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе