Главная Карта сайта Контакты

Социология искусства

Идеи Теодора Адорно

Немецкий философ, социолог, музыковед Теодор Адорно (1903 -1969) на материале музыкального искусства великолепно дал критику музыкального фетишизма, стандартизирования музыкальной культуры, распада слушательского сознания на стереотипные элементы. В двухтомном труде «Введение в социологию музыки» он исследовал роль общества и его структуры в принятии и осмыслении музыкальных феноменов, полное понимание музыки во всех ее импликациях общественной жизни.

Анализ отношения между музыкой и ее слушателями как общественными индивидами предопределило изучение таких проблем, как типы отношений к музыке, легкая музыка, функции музыки, классы и слои слушателей музыки, музыкальная жизнь, общественное мнение и музыкальная критика, музыка и нация и др. Философ приходит к выводу о том, что «внутренние конфликты в музыке - это проявление конфликтов общественных, не осознаваемых самой музыкой. Сама общественная тенденция становится в ней звучанием. Подлинная музыка, вероятно, как и все подлинное искусство, - это криптограмма непримиримых противоречий между судьбой отдельного человека и его назначением как человека, изображением того, как проблематично всякое увязывание антагонистических интересов в единое целое, наряду с этим и выражение надежд на реальное примирение интересов»1.

Другой выдающийся философ XX в. Хосе Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» протестует против дегуманизации искусства в современном мире и описывает такие реалии художественной жизни, как стадность, толпа, массовый человек, насилие масс, одичание и история. Век современного искусства он описывает как век самодовольных недорослей и в государстве видит высшую угрозу для искусства. Эстетик задает себе вопрос: как же искусство XX в. умудрилось уверовать в аморальность жизни? Вот ответ:

«Несомненно, к этому и вели вся современная культура и цивилизация. Европа пожинает горькие плоды своих духовных шатаний. Она стремительно катится вниз по склону своей культуры, достигшей невиданного цветения, но не сумевшей укорениться»2.

Дисгармонии, оппозиции, полюса и крайности в социальном бытии искусства, ложное художественное сознание, вытекающее из ложного социального сознания, ставят со всей очевидностью и остротой проблемы экологии искусства в современном мире. В переводе с латыни «эко» [oikos] - дом, родина. Не просто ответить на вопрос, где сегодня дом, родина искусства. Искусство часто остается покинутым, бездомным, невостребованным в современном кризисном мире. Если оно решает свои задачи, то чаще всего в союзе с утилитарными, рыночными или техническими формами.

Телевидение стало главным социальным наркотиком, учителем, усреднителем нашего эстетического сознания. В телевизионных программах концентрируются и трансляционно сопрягаются театр, эстрада, балет, живопись, музыка. Как правило, все они становятся слугами техники и теряют собственную художественную идентичность. В редких случаях выигрывают художественная целостность, вкус, культура. Чаще всего злым кошмаром, слуховым и зрительным протезом выглядит на экране то, что мы привыкли называть искусством. Власть телевидения над современной художественной культурой состоит в том, что с его помощью самым дремучим банальностям и чудовищным уродствам гарантирована сила закона.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе