Главная Карта сайта Контакты

Традиции кадетского досуга

Посещение театров

Достоверно известно, что воспитанники 1-го Московского посещали утренние сеансы драматического театра антрепренера Корша. «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор» — этот перечень пьес давал, по словам директора корпуса, «хорошую, умственную пищу кадетам».

Выпускник Петровского Полтавского корпуса П. Волошин вспоминал, как во время каникул вместе с одноклассниками и преподавателями смотрел в театре «Доходное место». Однако кадету запомнилась не столько пьеса, сколько слезы «физика П. Г. Люсина — фанатика русской драмы», вконец расстроенного от увиденного в третьей картине.23

Это посещение театра кадетами-полтавчанами, как оказалось, было не единственным и не самым запоминающимся. Массу приятных впечатлений они получили от просмотра оперы «Аида» Д. Верди в постановке артистов Народного дома им. Н. В. Гоголя, о чем с восторгом вспоминал все тот же П. Волошин. В назначенный день, начистив до блеска сапоги и пуговицы на мундирах, кадеты отправились смотреть великое творение итальянского композитора. «Богами, сошедшими с Олимпа» назвали юные зрители Аиду, Радамеса и Амонасро — их удивительное пение надолго осталось в памяти ребят.24

Постижение чувства прекрасного выражалось не только в посещениях учреждений культуры, но и в организации представлений собственными силами. Свой театр учащихся на государственном содержании существовал в Сухопутном шляхетном, в котором наряду с военными и общеобразовательными науками преподавались музыка, танцы, живопись, мораль и риторика. Изучение последней из них, как оказалось, было весьма кстати — уже через несколько лет с момента учреждения корпуса в одном из залов дворца стали устраиваться спектакли. Первые постановки кадетского театра — французские трагедии — видела сама императрица Екатерина Великая. С полным основанием можно утверждать, что появление французских пьес на сцене корпуса оказалось вполне оправданным: еще с елизаветинских времен мода на французское считалась признаком хорошего тона. А с середины 50-х годов XVIII века театральный репертуар пополнился пьесами русского драматурга А. П. Сумарокова трагедиями «Гамлет», «Синав и Трувор», «Артистона», «Семира», комедиями «Тресотиниус», «Чудовищи».25

Эти жанры сценического искусства целиком отвечали требованиям воспитательной политики, проводимой в кадетских корпусах. И в том, и в другом случае устами героев, т. е. самих кадет, провозглашались нормы морали и поучения — они считались базовыми понятиями в формировании духовно-нравственного человека.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе