Главная Карта сайта Контакты

Традиции кадетского досуга

Маскарадная тема в творчестве «мирискусников»

Ретроспективизм представлял собой широкое поле для маскарадной темы в творчестве «мирискусников», которые создавали театрализованные новеллы. По сути дела, масками были галантные и изысканные персонажи К. Сомова и А. Бенуа, воплощавшие «хрупкий милый мир загадок» в «пестроте огней и света, под мотивы менуэта» маскарадных сцен в боскетах и парках. «Фарфоровые безделушки на фоне старинных гобеленов» С. Су-дейкина оживали «таинственно, как в сказках Гофмана и Андерсена». Лукавые фарфоровые божки возникали из хаоса «нежных полусумраков»; но, что бы они ни делали: надевали греческие туники, украшали головы венками, изображали ярмарочных плясунов и музыкантов, — они «всегда оставались куклами», которыми играет художник.32 Нечто подобное ощущал и А. Блок, создавая свою «Незнакомку»: «Я произвел заклинания, и передо мной возникло наконец то, что (лично) называю „Незнакомкой", красавица-кукла, синий призрак, земное чудо».33

По словам М. Сабашниковой, «призрачные образы, смесь поэзии и гротеска, утонченная развращенность жили в эстетически безупречных картинах» К. Сомова.34 Ретроспекциям была присуща подчеркнутая театральность, кукольность и, на первый взгляд, некая наивность в повторяющихся темах радуги, фейерверков, фонтанов, в марионеточности, стаффажности поз маркизов и маркиз. «Маркиз-маркиза» — любимая маска, ключевое слово в поэтике начала XX века («Маркиза-пара в боскете / И праздник ночной кругом» (М. Кузмин); «Мой принц, о, не Вы ли сломали на шляпе маркизы перо?» (Ахматова); «Маркиза, вы благоуханнее роз» (Шершеневич)). Все это должно было вызвать ассоциации с веком «суетных маркиз». Но за этим призрачным весельем, «где минутны краски радуг» в «серой нежности тумана», таилось нечто страшное: «О, как невесел этот галантный Сомов! Какое ужасное зеркало подносит он смеющемуся празднику. Как тяжела ты, легкая любовь» (М. Кузмин).

Художники рубежного периода привносили в прошлое свое мирочувствие человека XX века, субъективно ощущая свое творчество как «игру в XVIII век». Как справедливо заключил исследователь, художник может чувствовать себя «троянцем или ахейцем, а его возлюбленная — Еленой», но все они — современники.35 И современность проявлялась через иронию, которая, по словам А. Блока, была «сродни» душевному недугу. Иронически, даже гротескно, воспринималось прошлое, как маскарад давно ушедшего времени: гротескны вычурные платья, парики, позы в Версальской серии А. Бенуа.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе