Главная Карта сайта Контакты

Традиции кадетского досуга

Функции масок

Создание определенной маски несло в себе несколько функций. Главную роль здесь играло, с одной стороны, желание скрыть свое истинное лицо, быть свободным в мире абсолютной несвободы; с другой стороны, стремление выделиться из толпы, сохранить свое «Эго» в условиях наступления века машин, века «пиджака и цилиндра», стандартизации предметного мира, дегуманизации культуры.53 Это — форма романтического протеста против «мещанской заразы» и прозаической действительности. «Не люблю жизни — бабищи грубой и дебелой», — провозглашал Ф. Сологуб.

Диалектику «Я» и маски раскрывает исследователь с точки зрения психологии, указывая на их полное, абсолютное различие: маска — это не «Я», а нечто не имеющее ко мне отношения. Маску надевают, чтобы скрыться, обрести анонимность, присвоить себе чужое, не свое обличье, тем самым освобождаясь от соображений престижа, социальных условностей, обязанности соответствовать ожиданиям окружающих (И. Кон).

Но кроме этих причин были еще и другие: маска создавала условия для эстетической игры. Платформа панэстетизма, которая лежала в основе модерна, предполагала строить жизнь на основе Красоты. Искусство наделялось преобразующей ролью, которая должна преосуществить жизнь, придать ей ценность искусства.54 Эти идеи широко культивировались на Западе и в России (У. Моррис, Д. Рескин, О. Уайльд, В. Соловьев).55 Н. Бердяев утверждал, что именно в период fin de siecle возникло острое желание перейти от творчества произведения к творчеству самой жизни. «Лицедейство» становится образом жизни художественной интеллигенции: «жизнь стала искусством» (А. Блок). В эпоху модерна, замечает О. В. Ковалева, появляется тип художника, «создающего себя как легенду: манера поведения, одежды, общения которого творят вкусы времени даже в большей степени, чем его творчество». Таким образом, делает вывод исследователь, «эстетический подход возводится в ранг фундаментального онтологического принципа».56

Создание маски шло несколькими путями. Создавались собственные, не похожие на другие костюмы, прически, аксессуары, которые придавали художнику маскарадное обличье. Маска диктовала и особый тип поведения: жесты, особенности речи, темы разговоров. Человек надевал определенную личину, создавал определенный образ. В его создании любая мелочь имела значение, вплоть до какой-нибудь «экзотической детали костюма». Вряд ли можно назвать какого-либо художника модерна, не носившего определенную (или меняемую) маску.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе