Главная Карта сайта Контакты

Традиции кадетского досуга

Французская кадриль

Со второй половины 1820-х годов самым популярным танцем, потеснившим все остальные, стала французская кадриль. В 1825 году газеты сообщали, что уже вторую зиму «французские кадрили, одни из прелестнейших танцев, взошли в моду и молодые люди должны теперь делать па и рисоваться, чтобы не прослыть несведующими».

Французская кадриль и контрданс в танцевальной практике того времени представляли по сути один и тот же танец, состоящий из 5 (позже 6) фигур. Различие определялось тем, как располагались танцевальные пары друг относительно друга: «если сходятся в четырехугольник (каре), то называется кадриль; если же садятся в две линии, одна против другой — тогда называется контраданс».22 Фигуры кадрили имели свое название и сопровождались своей музыкой: 1. Pantalon — Панталоне (размер 6/8); 2. L'ete — Лето (2/4); 3. La poule — Курица (6/8); 4. La Pas-tourelle — Пастушка (2/4); 5. Finale — Финал (2/4). Иногда в качестве четвертой фигуры появлялась La Trenis, называвшаяся так по фамилии парижского танцмейстера, придумавшего эту фигуру. Позже, с начала 1850-х годов, была введена шестая фигура кадрили.

Трудно назвать композитора в России в 1830—1840-е годы, который бы не отдал дань этому танцу. Кадрили писали и профессионалы, и дилетанты. Именно с кадрили начал свой композиторский дебют М. Глинка. Осенью 1825 года он написал французскую кадриль для вечеров княгини Е. А. Хованской. Вот как описывает это событие П. Степанов: «Музыка заиграла, пары задвигались, начались разговоры, и дамы слушали не музыку, а речи своих кавалеров. Музыка прошла незамеченною. Тем не менее Глинка был очень доволен; в первый раз он являлся перед публикой и мы им очень гордились».23 Позже Глинка не раз обращался к этому танцу. Так, для бала' 2 июля 1839 года в императорской Общине благородных девиц при Смольном монастыре он написал программный контрданс «Монастырка», представляющий портретную галерею воспитанниц-смолянок: 1. La gaite (веселая); 2. La naivete (наивная); 3. La vivacite (живая); 4. La sensimente (чувствительная); 5. La tendresse (нежная).

Программные кадрили, объединенные каким-либо сюжетом, писали и другие композиторы. Это кадриль Даргомыжского «Почта», части которой называются: 1. La separation (расставание); 2. La diligence (дилижанс); 3. Le bateau a vapeur (пароход); 4. L'auberge enchantee (зачарованный приют) и 5. L'heureux re-tour (счастливое возвращение). Незамысловатый сюжет — расставание—поездка—счастливое возвращение — Даргомыжский претворил в танцевальном жанре кадрили, придав ему более серьезное музыкальное значение.

Назовем другие «сюжетные» кадрили: кадриль Н. Титова «Грехи молодости», кадриль Виллуана, части которой назывались La capital, Le camp, Le village, Le boudoir, Le bal (Столица, Лагерь, Деревня, Будуар, Бал). Такие кадрили по сути приближались к сюите или даже превращались в нее.

Но особенно много кадрилей писалось на чужие темы. Это могла быть практически любая музыка — оперные арии, романсы, песни, инструментальная музыка. И все же самой популярной разновидностью были кадрили на темы любимых в те годы опер и балетов. Именно кадриль оказалась наиболее «удобным» жанром для танцевальной аранжировки оперных тем. Ее много-частность давала возможность показать не одну, а 5—6 оперных тем, составив из них своеобразную сюиту или попурри.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе