Главная Карта сайта Контакты

Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции

Идеи равенства и свободы в эпоху Просвещения

На первый взгляд главным организующим началом формирования общественной ментальности служили тогда идеи Просвещения, именно они озвучены в призывах к свободе и равенству. Вместе с тем не следует забывать еще об одной составляющей, формировавшей менталитет общества, — идее воздаяния (вознаграждения или возмездия), имевшей огромное распространение в европейском обществе со времен средневековья. На уровне массового сознания главный смысл этой идеи сосредоточился в мысли о возмездии. Собственно, надежда на возмездие была главным утешением простого человека в мире, где «привилегированные» (духовенство и дворянство) решали все проблемы за счет «непривилегированных», третьего сословия, объединяющего 99% населения страны.

Тревожные и неустроенные времена всегда усиливают в обществе состояние беспокойства и неуверенности. В такие времена опасности (прежде всего угроза голода!) подстерегают человека со всех сторон и в умах людей перерастают в Великий страх.5 Понятие Великого страха нельзя сводить только к страху дворян перед угрозой крестьянских бунтов. В равной степени Великий страх был свойствен крестьянам и горожанам, опасавшимся различных подвохов со стороны бывших сеньоров, «проклятых аристократов». Поэтому неудивительно, что в общественной жизни французского общества времен Великой французской революции, в том числе и в праздниках, тесно переплетаются культ просветительских идеалов Свободы и Равенства и жажда воздаяния, унаследованная от «старого порядка». Вместе с тем в начальный период революции речь шла не о замене старой идейно-религиозной системы новой, а лишь о ее корректировке, дополнении новыми ценностными представлениями.

Облик революционных празднеств начал складываться с первых дней революции, и 14 июля 1789 года является четко обозначенным рубежом. До взятия Бастилии все события, признанные общественно значимыми, оформляются на старый лад, главным составляющим торжества (например, открытие работы Генеральных Штатов в мае 1789 года) служит католическое богослужение.

Со второй половины июля начинается поиск новых форм. Он протекает стихийно. Так, завершение «ночи чудес»6 4 августа 1789 года было отмечено торжественным богослужением в дворцовой часовне Версаля. 9 августа в Париже только что созданная Национальная гвардия маршировала под звуки военных оркестров по улицам города после праздничной мессы, организованной ее руководством. Потом, 7, 22 и 31 августа, в разных столичных церквах состоялись торжественные мессы в память погибших.

А вот 4 сентября в Сен-Антуанском предместье происходила любопытная церемония, в ходе которой санкюлоты преподнесли в дар Св. Женевьеве, покровительнице Парижа, деревянную модель Бастилии. В конце сентября (27 числа) в соборе Парижской Богоматери архиепископ благословил знамена батальонов Национальной гвардии. Во всех этих церемониях церковные песнопения дополнялись звуками труб и рокотом барабанов военной музыки.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе