Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции
Торжественное богослужение
Накануне массового торжества на Марсовом поле в соборе Парижской Богоматери состоялось торжественное богослужение, в ходе которого около 600 артистов различных парижских театров исполнили «Те Deum» (Благодарственную молитву). Самой интересной деталью этой части торжества было то, что завершило богослужение исполнение пьесы «Взятие Бастилии». Текст пьесы был скомпонован из отрывков Священного Писания. Например, по поводу отставки генерального контролера финансов Неккера, одного из самых популярных летом 1789 года государственных деятелей, звучали слова: «Народы восплачьте, и да превратится радость ваша в скорбь». Представление было построено в духе средневековых мистерий и античных трагедий.Всепарижский недельный «субботник» позволил завершить к сроку строительство: трибуны, помост, алтарь, арка — все было готово к утру 14 июля 1790 года, подвела только погода, грозившая обрушить на город потоки проливного летнего дождя.
В праздничном действе сочетались элементы нового и старого. Торжественное шествие напоминало и римский «триумф» и христианский крестный ход. В авангарде колонны демонстрантов выступал батальон вооруженных детей, а замыкал ее батальон стариков. В составе колонны были представители частей Национальной гвардии, прибывшие из 83 департаментов страны. Черты маскарада этому торжественному действу придавала компания «ряженых»: барон Клоотс, богатый немецкий барон-вольнодумец, нарядил в различные экзотические костюмы — арабов, индейцев и т. д. — группу людей, чье присутствие должно было символизировать «всемирную республику». Шествие выступило с площади Бастилии, считавшейся местом начала революции, начала обновления Франции. Возле Тюильри к шествию присоединились двор и депутаты Собрания.
Спустя четыре часа колонна добралась до Марсова поля. На одной стороне эллипсообразного пространства соорудили трибуны для депутатов и представителей власти, в центре которых возвышалось место для трона короля, на другой — триумфальную арку, за которой открывался вид на Сену. В центре — возвышался помост с Алтарем Отечества. Стороны алтаря украшали надписи: Народ, Закон, Конституция, Отечество. С четырех сторон к алтарю вели широкие двухмаршевые лестницы, по углам помоста были установлены четыре огромных треножника-курильницы.
Почти непрерывно в тот день лил дождь, и огромные толпы людей скрашивали свое ожидание песнями и плясками. «Са ira» дополнялась новыми куплетами: «Назло аристократам и дождю, / Мы промокнем, но все наладится». Действо протекало как своеобразное соревнование двух стихий — природной и человеческой. Разместившиеся на склонах тысячи зрителей (называются цифры от 300 до 400 тысяч человек) стойко выдержали натиск непогоды. \
Конечно же, последующие комментаторы искали в каждом эпизоде глубокий смысл. Так, нечто символичное увидели описывающие это событие в том, что внезапно сквозь тучи прорвались солнечные лучи в момент, когда у Алтаря Отечества началась торжественная месса. Мессу прямо на площади совершал епископ Отенский Ш. М. Талейран. После завершения богослужения он благословил белое королевское знамя и знамена департаментов. Помост с алтарем в этот момент окружали триста священников в белых одеждах, оттененных сине-бело-красными шарфами. Сине-бело-красные полотнища, шарфы, ленты символизировали единение белого знамени короля и сине-красного — города Парижа.