Главная Карта сайта Контакты

Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции

Празднества в честь побед

Начиная с середины 1794 года, когда участились военные победы французской армии, власти стали проводить празднества, посвященные победам. В этих торжествах особенно заметно влияние древнеримских триумфальных шествий. Наиболее показателен в этом отношении «Праздник Свободы и торжественный въезд предметов науки и искусств, приобретенных в Италии», состоявшийся 29 июля 1798 года. Главной «изюминкой» шествия были многочисленные колесницы, нагруженные рукописями, книгами, картинами и скульптурами, вывезенными генералом Бонапартом из завоеванной Италии. Акценты несколько смещаются — героем дня становится не жертва, а завоеватель, а толпы парижан из активных участников действия превращаются в пассивных зрителей.

В последующие годы состоялось еще несколько погребальных торжеств общенационального масштаба, среди них самыми грандиозными стали похороны одного из блестящих генералов республики Лазара Гоша. Последним торжеством такого рода стали похороны генерала Бартоломе Жубера, погибшего в Италии в 1799 году. Установление военной диктатуры Н. Бонапарта в конце этого года создало иную духовную атмосферу в стране. Военные доблести по-прежнему ценились, но поклонение общества было перенесено на одного человека — гражданина первого консула, готовившегося стать императором Французской республики.

Наряду с погребально-триумфальными церемониями, носившими в каждом случае исключительный характер, с первых лет революции возникла потребность в регулярных общенациональных торжествах. Попытка революционного правительства подчинить влиянию светской власти католическое духовенство привела к тому, что большая часть духовенства оказалась в лагере контрреволюции. Католический культ, как важная составляющая жизни французского общества, оказался враждебен республике. Возникла потребность в новых формах идейной организации нации. Совмещать старое и новое стало трудно, а потом — невозможно.

Собственно, эта ситуация и вынудила революционные власти в спешном порядке создавать новую систему идейно-религиозных ценностей. Теоретическая база для этого была разработана задолго до революции. В наиболее четком варианте она была сформулирована в трактате Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре». Идеи и функции гражданской религии были определены

И наконец, на Марсовом поле всем участникам предстояло пройти под «национальным уровнем» (отголосок древнеримских традиций!), чтобы продемонстрировать всеобщее равенство, а затем украсить плодами своего труда Алтарь Отечества и произнести клятву на верность Конституции. Это многочасовое и многоэтапное действо позволило художнику Давиду в очередной раз продемонстрировать богатство фантазии, дало работу ремесленникам, произвело впечатление своей грандиозностью, но вряд ли могло глубоко затронуть души людей.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе