Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции
Поиск гражданской религии
Осень 1793 года и следующая за ней зима прошли в ожесточенной межфракционной борьбе и в поисках блока идей, «гражданской религии», способной объединить и воодушевить народ. Последнее проявилось в попытке создать культ Разума, пожалуй, наименее удачное из-за своей банальной театральности праздничное действо времен революции.Конфликт с католической церковью привел к возникновению разоблачительных церемоний в виде шутовских антирелигиозных шествий-маскарадов, участники которых пародировали религиозные обряды. Инициатива организации этих мероприятий исходила из отдельных департаментов. Конвент несколько осенних месяцев 1793 года наблюдал, а затем, уловив реакцию большинства населения, запретил эти действа.
К весне 1794 года поиски новых форм понятной и приемлемой для всех общественной идеологии привели к созданию культа Верховного Существа. Метафизические идеи Просвещения отчасти — языческие и способные, по замыслу инициатора создания этого культа М. Робеспьера, идейно сплотить французов. Предложение Робеспьера по поводу учреждения культа Верховного Существа входило составной частью в программу культурной политики якобинцев.
Первый (и, как оказалось, единственный) праздник в честь Верховного Существа состоялся в Париже 8 июня 1794 года сразу после того, как Конвент декретировал бессмертие человеческой души. Сам факт принятия такого декрета следует, пожалуй, расценить как жест отчаяния, как попытку найти какое-то внутреннее оправдание экстремального режима террора. Лозунг «Отечество в опасности», сделавший патриотизм своего рода национальным культом, утрачивал свое значение по мере того, как исчезала угроза утраты национальной независимости, а Французская республика превращалась из обороняющейся в наступающую сторону.
Празднество состояло из традиционных шествий колонн демонстрантов от одной площади к другой и завершающей сцены клятв и песнопений. Главная идея заключалась в прославлении революционных добродетелей, угодных Верховному Существу. Главным действующим лицом должен был стать М. Робеспьер, который, будучи специально избранным на этот месяц председателем Конвента, выступал в качестве верховного жреца, возглавлявшего шествие. По пути следования демонстрации сжигались символы монархического Деспотизма и безбожного Атеизма, из пепла которых поднимались статуи Свободы и Природы. Конечной целью шествия, объединившего колонны женщин и детей, несших цветы, юношей с миртовыми ветками в руках, мужчин, украшенных листьями дуба, был возведенный специально по этому случаю искусственный утес, вокруг которого должно было проходить главное мероприятие. Этот утес был сооружен на месте, где прежде возвышался Алтарь Отечества.
«Кортеж прошел по Разводному мосту, обошел вокруг статуи Свободы. Прибыв на поле Единения, колонна мужчин расположилась справа от горы, колонна женщин — слева. Батальонное каре подростков выстроилось вокруг горы. На самой горе группа стариков и подростков встала справа, группа девушек и матерей семейств — слева. Конвент занял верхушку горы, а музыканты расположились посередине.