Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции
Гимн в честь Верховного Существа
Пожалуй, самым уникальным и запоминающимся в празднестве может считаться многотысячный хор, исполнявший гимн в честь Верховного Существа. Еще накануне торжеств в секции коммуны были отправлены профессиональные певцы. Каждая секция выделила несколько десятков граждан и гражданок, умевших хорошо петь. После репетиций был сформирован хор, состоявший примерно из 2400 человек. Эти запевалы вместе с несколькими оркестрами разместились по склонам искусственной горы и частично смешались с толпами народа на Марсовом поле. Эффект, произведенный таким пением под величественную мелодию Госсека, был потрясающим.На организацию больших официальных праздников времен революции уходили немалые средства. Так, на празднование Дня Федерации 10 августа 1793 года было выделено 1 200 000 ливров.24 В тратах на празднества республика не уступала королеве Марии Антуанетте, которую упрекали в транжирстве. Оправданны ли были такие расходы для страны, воюющей со всей Европой и частью собственного населения? В пользу оправданности этих расходов говорит тот факт, что организация торжеств давала работу множеству безработных парижан. Было также два чисто эмоциональных фактора: эти торжества настраивали нацию на единение, «заражали» людей стремлением к жертвенности; а с другой стороны, они позволяли показать «им» — европейским монархиям, проклятым аристократам и всем «подозрительным», что Французская республика способна показать себя во всем великолепии.
В период постепенного «свертывания» революции, происходивший в 1795—1799 годах, вопрос о празднествах не утрачивает своей актуальности, но несколько меняется направление его решения. В 1795 году особым декретом Национального Конвента было определено количество общенациональных праздников. В их число входили: Основание Республики, Молодости, Супругов, Благодарения, Земледелия, Свободы, Старости. В декрете указывались формы и условия проведения празднеств: «Проведение национальных праздников в кантонах состоит в организации патриотических песнопений, речей о гражданской морали, братских банкетов, различных общественных игр, существующих в данной местности, и раздачи вознаграждений».25 Другими словами, внимание перенесено на камерный масштаб и большую «домашность» этих торжеств. Сохранялась основная идея — прославление людей, полезных обществу, но в более узком кругу родных и соседей.