Главная Карта сайта Контакты

Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции

Бал как феномен русской культуры

В последнее время бал как своеобразное явление русской культуры привлекает все большее внимание исследователей. Однако, их работы, в основном, посвящены культурологическим и социологическим аспектам и почти не касаются музыки балов как таковой. Между тем музыка бальных танцев — интереснейший звуковой документ эпохи, по которому можно судить о музыкальной жизни прошлого, о музыкальной моде и вкусах, о музыкальном быте. Поэтому музыка бальных танцев — неоценимый, до сих пор не изученный материал, достойный самостоятельного исследования.

Балы в России появились в начале XVIII века и быстро приобрели популярность в разных слоях общества. В зависимости от повода, по которому давался бал, и от общественного положения его устроителя, различали несколько разновидностей балов. Это балы: 1) придворные, 2) аристократические, дававшиеся дворянством и купечеством в честь знаменательных событий, 3) домашние, частные, в великосветских домах, 4) клубные, для членов клубов и гостей, 5) публичные, платные.6

Бальный сезон начинался осенью и продолжался всю зиму вплоть до Великого поста. Балы следовали друг за другом с головокружительной быстротой, и активная светская жизнь требовала немалых усилий. «Последние две зимы перед нашествием французов были в Москве, как известно, особенно веселы. Балы, вечера, званые обеды, гулянья и спектакли сменялись без передышки. Все дни недели были разобраны — четверги у гр. Льва Кир. Разумовского, пятницы — у Степ. Степ. Апраксина, воскресенья — у Ахраровых и т. п., иные дни были разобраны дважды, а в иных домах принимали каждый день, и часто молодой человек успевал в один вечер попасть на два бала».7 После изгнания наполеоновских войск из России балы возобновились с еще большей активностью. Бал следовал за балом без передышки. Московская светская дама Волкова перечисляет в письме к своей подруге Ланской от 4 января 1815 года свои выезды за текущую неделю: «В субботу танцевали до пяти часов утра у Оболенских, в понедельник до трех у Голицына, в четверг предстоит костюмированный бал у Рябининой, в субботу — вечер у Оболенских, в воскресенье званы к графу Толстому на завтрак, после которого будут танцы, а вечером в тот же день придется плясать у Ф. Голицына. И так всю зиму без перерыва, и все эти балы так оживленны, что приходится вертеться до изнеможения, а потом полдня лежишь в кровати от усталости». От этой усталости Волкова уже к концу января «заметно похудела», а в феврале она пишет: «В нынешнем году многие поплатились за танцы. Бедная кн. Шаховская опасно больна. У нас умирает маленькая гр. Боб-ринская вследствие простуды, схваченой на бале».

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе