Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции
Балы танцевального Мещанского клуба
Балы танцевального Мещанского клуба посвящены «лишь известному классу общества, проводящему всю неделю в трудах, и веселящемуся только по воскресеньям <...> само собой разумеется, что на этих маскарадах танцуют до упаду, но тамошние танцы совсем не те, которые видишь везде: тамошние кадрили продолжаются полчаса, и с первого взгляда не знаешь, что значат эти фигуры».Отметим, что несмотря на различия балов по составу публики, в музыкальном отношении большой разницы между ними не было — музыку почти везде обеспечивал бальный оркестр под управлением А. Н. Лядова, признанного «чародея балов».9 Лядов со своим оркестром выступал и при дворе, и в Дворянском собрании, и в разных клубах столицы.
Какие танцы танцевали на балах? Мода на них менялась довольно быстро. В начале XIX века, по воспоминаниям Ю. Арнольда, «танцы состояли из матрадура, гавота, экосеза, альман-ды (т. е. тихого и плавного вальса) и англеза (нечто вроде котильона)».10 Позже на балах танцевали вальс, мазурку и котильон, в конце 1820-х годов к ним прибавилась модная французская кадриль, надолго покорившая танцевальные залы. Кроме того, танцевали казак, иногда — сольные танцы. В 1840-е годы излюбленными танцами были галоп, венский вальс и та же французская кадриль — их танцевали на балах всех рангов. В 1845 году впервые появилась полька, быстро завоевавшая повсеместную популярность. На провинциальных балах к обязательным танцам добавляли русскую пляску, о чем вспоминал упомянутый Ю. Арнольд: «Балы продолжались с 8 до 2 часов, а после сытного ужина <...> отплясывали еще котильон до 5 утра, с непременным примешиванием тур „а ля рюсс", всегда, конечно, под аккомпанемент хора».11
Последовательность танцев во время бала была строго определена и образовывала динамическую композицию. Каждый танец, имеющий свои интонации и темп, выполнял определенную функцию в распорядке бального действия, задавал определенный стиль не только движений, но и разговора, общения, наконец, флирта. Об этой «скрытой» функции танцев очень своеобразно написал Ф. Кони: «Бал — своего рода история знакомств.
Мы в польском девушку заводим, Рассудок в вальсе узнаем; В кадрили к сердцу переходим И глазки приступом берем.
В мазурке речию живою Даем двусмысленный намек: И что в душе, что за душою Узнаем вдоль и поперек.
Но, наконец, к развязке сцены — В кружок доверчивый стеснен, Без прихотливой перемены Час целый вьется котильон.
Уж дремлет на софе старушка, А мы в углу... рука с рукой... И часто... бальная игрушка Опасной кончится игрой!»12
Мы рассмотрим музыку бальных танцев в том порядке, в котором она звучала на балах, — полонез, вальс, мазурка, кадриль. Завершит обзор полька, включенная в «бальный распорядок» значительно позже.