Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции
Полонез как неизменный атрибут бала
Полонез (фр. polonois — польский) появился в России в начале XVIII века при Петре I, он был обязательным церемониальным танцем на ассамблеях. В течение последующего столетия полонез приобрел значение самого торжественного, «парадного» танца-шествия: им открывались балы, его сочиняли в честь военных побед, по случаю коронации, свадьбы, тезоименитства и т. п. Полонезы сопровождали все значительные события русской истории, потому их можно рассматривать как своеобразную историческую хронику.Самым известным «полонезным» композитором начала XIX века был Осип Антонович Козловский (1757—1831). Директор музыки императорских театров и одновременно организатор придворных празднеств, Козловский по долгу службы должен был обеспечивать каждый придворный бал новой музыкой и непременно — новым полонезом. Среди полонезов Козловского — знаменитые «екатеринские» «Гром победы раздавайся», «Звук ору-жиев бессмертных», «александровские» — полонез на коронацию Александра I «Росскими летит стрелами» (1801), на победы Кутузова «Лиры, арфы и тимпаны» (1813), многочисленные полонезы по случаю праздников царской семьи.
Полонезы в начале XIX века писали и другие композиторы — И. Гельд, А. Жилин, Д. Кашин, А. Алябьев, Н. Кубишта и др. Необычайно много парадных полонезов с хором было создано по случаю победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Особую популярность в России завоевали полонезы М. Огиньско-го. В Петербурге они впервые были изданы около 1804 года с помощью его учителя Козловского. Знаменитый полонез ля минор появился позже, в 1820-е годы; он был анонимно напечатан в сборнике «Polonoise et masurque favorites de S.-Petersbourg» («Любимые петербургские полонез и мазурка).
Полонез чутко реагировал на музыку окружающей среды и был открыт для всевозможных взаимодействий. Так возникли полонезы на темы модных в то время опер: не успевала новая опера прозвучать в театре, как, в случае успеха, на ближайшем балу появлялся полонез на ее темы. В начале XIX века это были полонезы на темы опер Моцарта, Буальдье, Спонтини, Крейцера, Керубини, Кауэра и других известных тогда композиторов. Это была обычная практика того времени. Полонезы на темы той или иной оперы являлись своеобразным свидетельством ее успеха. Поэтому «оперные» полонезы в какой-то мере могут служить инструментом социологического исследования: по их количеству можно судить об уровне популярности той или иной оперы.13 Самыми «полонезными», т. е. востребованными, в первые десятилетия XIX века оказались «Калиф Багдадский» Буальдье (1803), «Леста, или Днепровская русалка» Кауэра (1803) и Весталка» Спонтини (1811). На их темы было написано больше всего полонезов. За ними следовали «Швейцарское семейство» Вейгля, «Водовоз» Керубини и «Жоконд» Изуара.