Главная Карта сайта Контакты

Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции

Полонез как неизменный атрибут бала

Полонез (фр. polonois — польский) появился в России в начале XVIII века при Петре I, он был обязательным церемониальным танцем на ассамблеях. В течение последующего столетия полонез приобрел значение самого торжественного, «парадного» танца-шествия: им открывались балы, его сочиняли в честь военных побед, по случаю коронации, свадьбы, тезоименитства и т. п. Полонезы сопровождали все значительные события русской истории, потому их можно рассматривать как своеобразную историческую хронику.

Самым известным «полонезным» композитором начала XIX века был Осип Антонович Козловский (1757—1831). Директор музыки императорских театров и одновременно организатор придворных празднеств, Козловский по долгу службы должен был обеспечивать каждый придворный бал новой музыкой и непременно — новым полонезом. Среди полонезов Козловского — знаменитые «екатеринские» «Гром победы раздавайся», «Звук ору-жиев бессмертных», «александровские» — полонез на коронацию Александра I «Росскими летит стрелами» (1801), на победы Кутузова «Лиры, арфы и тимпаны» (1813), многочисленные полонезы по случаю праздников царской семьи.

Полонезы в начале XIX века писали и другие композиторы — И. Гельд, А. Жилин, Д. Кашин, А. Алябьев, Н. Кубишта и др. Необычайно много парадных полонезов с хором было создано по случаю победы русских войск в Отечественной войне 1812 года. Особую популярность в России завоевали полонезы М. Огиньско-го. В Петербурге они впервые были изданы около 1804 года с помощью его учителя Козловского. Знаменитый полонез ля минор появился позже, в 1820-е годы; он был анонимно напечатан в сборнике «Polonoise et masurque favorites de S.-Petersbourg» («Любимые петербургские полонез и мазурка).

Полонез чутко реагировал на музыку окружающей среды и был открыт для всевозможных взаимодействий. Так возникли полонезы на темы модных в то время опер: не успевала новая опера прозвучать в театре, как, в случае успеха, на ближайшем балу появлялся полонез на ее темы. В начале XIX века это были полонезы на темы опер Моцарта, Буальдье, Спонтини, Крейцера, Керубини, Кауэра и других известных тогда композиторов. Это была обычная практика того времени. Полонезы на темы той или иной оперы являлись своеобразным свидетельством ее успеха. Поэтому «оперные» полонезы в какой-то мере могут служить инструментом социологического исследования: по их количеству можно судить об уровне популярности той или иной оперы.13 Самыми «полонезными», т. е. востребованными, в первые десятилетия XIX века оказались «Калиф Багдадский» Буальдье (1803), «Леста, или Днепровская русалка» Кауэра (1803) и Весталка» Спонтини (1811). На их темы было написано больше всего полонезов. За ними следовали «Швейцарское семейство» Вейгля, «Водовоз» Керубини и «Жоконд» Изуара.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе