Идейно-политический подтекст празднеств Великой французской революции
Традиции вальса в России
Вальс из запрещенной указом Павла I (18 февраля 1799 года) «дьявольской пляски, вальсеном именуемой», уже в начале XIX века становится одним из популярнейших танцев. В то время существовало несколько разновидностей вальса и манер его танцевать — вальс в два и три шага, обыкновенный вальс и вальс-казак. Позже к ним прибавился венский вальс.Вальсы начала девятнадцатого века отличались от своих потомков более позднего времени. Это были тихие и плавные вальсы — простые незатейливые пьесы в 8 или 16 тактов. Вальс был танцем по преимуществу лирическим, а не официально-торжественным, как полонез. Им не открывались балы, его не посвящали монархам, им не отмечали события государственной важности. Расцвет вальса наступит позже. И это будет вальс не придворный, а бытовой, лирический, который очень быстро станет символом романтического мироощущения. А пока в России появляются самые первые вальсы. К их числу относятся два вальса А. Алябьева, изданные в 1810 году в Москве (первые опубликованные опусы 18-летнего композитора); вальсы А. Жилина, вальсы барона де Воде, посвященные императрице Елизавете Алексеевне.
Всеобщее увлечение вальсом началось со времен Венского конгресса 1814 года, получившего за свои непрерывные балы прозвание «танцующего». Музыкальной памятью об этих балах, проходивших в зале Редута, стал «Самый любимый редутный вальц, игранный во время торжественных дней в бытность великих и высочайших монархов в Вене».
В 1820—1830-е годы вальсы в России сочинялись во многом по образцам вальсов Вебера и Шуберта. Их сочиняли не только композиторы, но и бесчисленные любители и любительницы музыки: дипломат и писатель А. Грибоедов, князь П. Долгорукий, композитор-любитель Н. Титов, танцовщик Ле Пик и многие другие. Музыкальные альбомы и журналы 1830-х годов наперебой предлагали публике «Вальс берлинский», «Вальс тирольский», Вальс из оперы «Оберон» Вебера, «Любимый петербургский вальс», Вальсы И. Ласковского, К. Гертума, О. Геништы, Есаулова, И. Литандера, вальс из оперы Верстовского «Вадим», вальс из «Черной шали», Вальс «Красный сарафан» и др.
Примерно с 1830-х годов вальсам стали давать привлекательные названия, следуя, вероятно, примеру «короля вальсов» И. Штрауса-отца, который первым ввел этот обычай. Эти названия служили, по словам Амброза, «только для отличия одного вальса от другого, подобно тому, как один корабль называется „Дельфин", другой — Сирена».14 Часто вальс называли по месту, где он был сыгран в первый раз, или по имени лица, которому он посвящен. Отсюда — многочисленные «Sophien-walzer», «Na-talien-walzer» и т. д. Штраус, с присущим ему юмором, нередко весьма своеобразно называл свои вальсы, например, «Будь веселей в серьезную минуту», «Средство против сна». Названия вальсов служили своеобразной приманкой для покупателей. Н. Титов, написавший и издавший в 1830—1840-е годы большое количество вальсов, любил давать им красивые названия. Среди них, например, следующие: «La plus jolie — с'est vous!» («Самая прелестная — это вы!»), «A la reine du bal» («Царице бала»), «Eloigne-toi» («Вдали от тебя»), «Le sejour de Moscou» («Московская жизнь»). Н. Титов написал единственный в своем роде «роман в вальсах» — «Quand j'etais jeune: Roman en valses» («Когда я был молодым: роман в вальсах»). Альбом, состоящий из двенадцати вальсов, представляет по сути программный цикл со своим внутренним сюжетом: 1. Le bal. 2. Le sourir. 3. Le soupir. 4. Le tourment d'amour. 5. Le cotillon. 6. La declaration. 7. L'in-certitude. 8. La reponse. 9. Adieu. 10. Le souvenir. 11. Le bonheur passe. 12. Quand j'etais jeune. (1. Бал. 2. Улыбка. З. Вздох. 4. Головокружение любви. 5. Котильон. 6. Объяснение. 7. Сомнение. 8. Ответ. 9. Прощание. 10. Память. 11. Прошедшее счастье. 12. Когда я был молодым.) Это своего рода «светский бальный дневник», где на языке самого романтического танца повествуется о романтическом переживании.