Главная Карта сайта Контакты

Массовые жанры эпохи Просвещения

Тексты массовой коммуникации

Тексты массовой коммуникации обещают своему потребителю удовольствие. В их конструкции используется набор наиболее эффективных шаблонов и клише, но тщательно избегаются инновации, способные уменьшить комфортность чтения. В указанном контексте паралитература представляет интерес как универсализированная практика развлекательного массового чтения, предстающая в разнообразных, но вполне узнаваемых версиях (например, народный роман — roman populaire — во Франции, Groschenhefte — в Германии), и актуализирующая в знаках текста определенный набор культурных символов и ценностей. Можно утверждать, что одна из важнейших характеристик паралитературы заключается в примечательной способности игнорировать пределы национальных литератур, утверждая свой интернациональный или даже глобалистский характер, проявляющийся в различных интертекстуальных (заимствования, плагиат) или архитекстуальных (жанровая преемственность) формах.

Так, успешное развитие французского романа-фельетона послужило стимулом для распространения его испанских и итальянских аналогов в XIX веке. Известна и содержательная взаимозаменяемость, обусловленная однотипностью и схематичностью парали-тературных произведений: «апокрифические» приключения Шерлока Холмса, написанные для довоенного массового читателя в Германии, практически без каких бы то ни было модификаций возникли в тот же период в Италии, но главный герой этих повествований был выведен под именем Джо Петросино.18 При этом серийная продукция нарративных форм удовлетворяет требованию новизны, которая, впрочем, оказывается лишь видимостпъю.19 В идеале «паралитература не признает ничего нового, избегает двусмысленности и строит лишь из уже известного потребителю материала, а ее реципиент желает потребления волнующего повествования, которое способно удивить, но никогда не потрясает; он получает удовольствие от возможности самоидентификации с персонажем, наделенным ярко выраженными героическими характеристиками».20 Кроме того, к модальностям удовольствия, доставляемого паралитературой, следует добавить возможность многократного возвращения к стереотипному резервуару ценностей и художественных форм. Паралитература как одна из возможных досуговых практик предполагает минимали-зацию разного рода напряжения (в том числе информационного). Одно из возможных объяснений положительного читательского отношения к продолжениям и последующим эпизодам серийных текстов можно видеть в некоторой усталости от информационной новизны. Сознательно или подсознательно, но информация усваивается своим главным носителем, которым является человеческий мозг, весьма избирательно.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе