Главная Карта сайта Контакты

Массовые жанры эпохи Просвещения

Комфортная рецепция серийного художественного текста

Комфортная рецепция серийного художественного текста, обязана возведенной в принцип воспроизводимости уже известного и многократному переживанию идентичных эмоциональных состояний. Данный фактор может рассматриваться как одно из возможных объяснений высоких рейтингов различных сериалов в самых разнообразных медийных сферах (печатные сериалы, телесериалы, серийные компьютерные повествования, серийные рекламные ролики). Первое произведение, уже знакомое реципиенту и наделенное положительной оценкой и интересом, способно представлять ценность в восприятии потребителя. Несомненным достоинством является относительная прогнозируемость сюжетных коллизий. Горизонт ожиданий от текста оказывается под воздействием уже знакомого произведения из серии. Кроме того, причины удовольствия от серийного нарратива так же, как и в случае с комиксами, детерминируются материальным носителем, его технической реализацией, манерой повествования. Так, анализируя собственные впечатления от телевизионных сериалов, X. Ортега-и-Гассет назвал свое душевное состояние «достаточно скромным удовольствием».21 Не скрывая своего скепсиса по отношению к серийным формам массовой культуры («произведение, состоящее из одних эпизодов, напоминает обед из одних закусок или спектакль из одних антрактов»22), испанский философ вынужден был признать, что он наслаждается «отнюдь не сюжетом, кстати, весьма глупым, а действующими лицами <...> Не важно, что происходит, — нам нравится, как эти люди входят, уходят, передвигаются по экрану».23

В расположении развлекательных текстов в самом низу «иерархической лестницы искусств» некоторые исследователи видели определенные преимущества, которые заключались в усилении людического элемента, снятии запретов, свободном следовании традициям «карнавальных жанров». Итак, основная задача паралитературы заключается в том, чтобы нравиться. В этом, возможно, она недалеко уходит от литературы. Но в обязанности паралитературы непременно вменяется задача развлекать. Например, о комиксах говорилось, что они, конечно, «прежде всего, макулатура. Упрекать их в этом так же бессмысленно, как вообще ни в чем не обвинять. На свете не существует макулатуры здоровой, полезной, высоконравственной или воспитательной <...> Цель этого бумажного хлама — развлекать нас на самом пошлом и наиболее презираемом уровне <...> В том-то и заключается смысл макулатуры: назначение ее — нравиться.24 Представляется возможным говорить о наличии некоторой паралитературной модели, по которой конструируются тексты массовой художественной коммуникации, а в плане прагматики чтения такая модель соотносима с появлением понятия «свободное время».25 Важно то, что основным мотивом легитимации здесь выступает удовольствие от текста, а удовольствие от текста предстает как ведущий мотив в выборе той или иной паралитературной формы.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе