Главная Карта сайта Контакты

Массовые жанры эпохи Просвещения

Понимание искусства в эпоху Просвещения

Искусство, например, мыслится просветителями (Гете, Гер-дер) как то общее, что есть в каждой культуре, что основано на единых принципах и распознается как «свое» при столкновении двух культур. С другой стороны, именно в искусстве наиболее полно выражены индивидуальные особенности нации, знать которые необходимо в целях эффективного экономического, торгового и политического взаимодействия.

В художественной культуре формируются также новые жанры, связанные с тенденцией эпохи Просвещения к секуляризации, расширению культурных горизонтов, к развитию культурной коммуникативности. Таковыми жанрами являются романы-путешествия, эпистолярные романы и новые художественные литературные формы. По П. Рикеру, представление в художественном произведении «другого», «чужого» имеет чрезвычайно важное значение для читательской идентификации. Именно в эпохе Просвещения, по мнению ученого, через актуализацию роли «третьего» как в литературном произведении, так и в культуре в целом берет свое начало «тема публичности в смысле упорядочения, без принуждения или сокрытия, всего потока верноподданнических чувств, внутри которой каждая человеческая жизнь осуществляет свою краткую историю. Это понятие общественного пространства выражает прежде всего условие плюрализма, являющегося результатом распространения межчеловеческих связей на всех тех, кто находится вне отношения «я» и «ты» и выступает в роли «третьего». В свою очередь, идея плюрализма характеризует желание жить вместе, присущее той или иной исторической общности: людей, нации, региона, класса и т. д., — несводимое к межличностным отношениям».8

Проявлением этого «желания жить вместе», а также апробацией и реализацией «третьего» в художественном произведении становится формирование новых литературных жанров, таких, как роман-путешествие, эпистолярный роман и рефлексии на тему другой культуры, проявленные в стихах или прозе.

В этих произведениях реализована культурно-антропологическая просветительская концепция взаимодействия «своего» и «чужого». В романах-путешествиях (Д. Дефо «Робинзон Крузо», Дж. Свифт «Путешествия Гулливера» и др.) деятельная, самостоятельная личность, обладающая способностью уместно и целесообразно использовать собственный ум и адаптироваться к обстоятельствам окружающей действительности, попадая в «чужой» мир, вынуждена отказаться от враждебного отношения к нему; но наблюдая его, сопоставляя со «своим» миром, — обозначить для себя границы приятия этого мира и способы коммуникации с ним. Именно такое поведение героя позволяет ему выжить.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе