Главная Карта сайта Контакты

Массовые жанры эпохи Просвещения

Понятие «чужой» культуры

В целом можно отметить, что научные изыскания по поводу «чужих» культур, в частности России и Китая, сводились к поиску в них идеального и потенциала для заимствования и адаптации или преобразования. Применительно к Китаю это был потенциал заимствования, применительно к России — потенциал преобразования. Таким образом, научное обоснование взаимодействия «своего» и «чужого» мыслилось в совокупности с практической реализацией форм и моделей межкультурной коммуникации.

Результаты научного согласования «своего» и «чужого» систематизировались и наряду с прочими составляли содержание такого «жанра», как энциклопедия. Наибольшую популярность еще до своего выхода в свет приобрела в Европе XVIII века энциклопедия Дидро и де Аламбера, призванная описать мир, в том числе и в его культурном многообразии. Актуализировавшиеся модели межсоциумной коммуникации предполагали двустороннюю связь между просветителями и обществом XVIII века. Свидетельством тому является появление моды задавать в журналах вопросы публике. Так, журнал «Berlinische Monat-schrift» в 1784 году задает такие вопросы: «Что такое Просвещение?» и «Повлияло ли развитие науки и искусств на человеческие нравы?». Подтверждением эффективности подобного рода взаимодействия с публикой может служить тот факт, что, отвечая на первый вопрос, Кант написал программную для современного актуального понимания Просвещения статью «Ответ на вопрос „Что такое Просвещение?"».

Введение в художественную культуру «третьего», «чужого», становление и популяризация научного подхода к изучению «других» культур отразились на бытовых жанрах культуры эпохи Просвещения.

Прежде всего расширяется география эпистолярной деятельности (Лейбниц пишет письма Петру I и китайскому императору, обширная переписка Гете становится уникальным документом эпохи). Сам эпистолярный жанр оказывается на погра-ничье науки, искусства и быта и актуализируется как жанр художественной культуры, т. е. упорядочивается и входит в состав коммуникативной системы и становится «стилизацией литературы документа» («Персидские письма» Монтескье, «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, «Гражданин мира, или Письма китайца» О. Голдсмита). Эпистолярная форма романа позволяла высказаться людям, отличающимся друг от друга по возрасту, полу, национальности, социальному положению, привычкам, вкусам, религиозным верованиям, политическим взглядам и т. п.14 Таким образом, эпистолярный роман продвигал плюрализм и публицистичность в обыденной жизни, стимулировал эпистолярную деятельность читателей XVIII века.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе