Главная Карта сайта Контакты

Массовые жанры эпохи Просвещения

Традиционные обряды

Сопоставляя церемонии Всешутейшего собора с традиционными обрядами, следует обратиться сначала к вопросу о функциях самих традиционных обрядов и об исторических изменениях этих функций. Согласно общераспространенной концепции, традиционные обряды (в том числе святочные и свадебные, а также и карнавал) в большинстве своем восходят к архаическим ритуалам. При всем разнообразии концепций как самого архаического ритуала, так и его эволюции,41 достаточно широко распространено мнение, согласно которому важнейшей особенностью архаического ритуала можно считать его сакральность, а одной из основных линий его эволюции — постепенную утрату сакральности, т. е. десакрализацию.

В соответствии с этим постепенно изменяются и функции ритуала, меняется его природа. Различные архаические обряды, однако, проходят разные стадии этой эволюции не синхронно: некоторые утрачивают свой сакральный смысл и соответствующие этому функции, другие же сохраняют их по крайней мере отчасти, а иногда и наделяются новым, возможно, не восходящим к архаике религиозным содержанием. Так, если воспользоваться терминологией П. Г. Богатырева,42 первичные, наиболее архаичные функции ритуала можно обозначить как магическую и религиозную (в концепции П. Г. Богатырева она может связываться и с христианской религией, и с язычеством).

Эти функции дополняются также функцией развлечения, которая первоначально самостоятельного значения не имеет: например, как показывает Н. И. Толстой, в традиционном свадебном обряде само веселье наделяется магической функцией, поскольку оно призвано явиться прообразом будущего благополучия.43 Однако магическая функция, присущая, например, святочному ряжению, имеет тенденцию утрачиваться, и в таком случае функция развлечения оказывается ведущей. В то же время трудно отрицать, что для свадебного обряда религиозная функция актуальна. Что же касается карнавала (точнее, не только собственно карнавала, «предшествующего Великому посту», но и некоторых других традиционных празднеств, также объединяемых под этим общим названием по традиции, сложившейся под влиянием работ М. М. Бахтина), то его эволюция может быть представлена как постепенная утрата архаической основы (с магической функцией)44 при взаимодействии с «христианской традицией».

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе