Главная Карта сайта Контакты

Бал, маскарад и другие развлечения в истории русской культуры

История кадрили в России

Кадриль появилась в России почти одновременно с операми Россини — в начале двадцатых в Санкт-Петербурге одна за другой были поставлены «Елизавета, королева английская», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник», «Турок в Италии», «Итальянка в Алжире», «Танкред» и др. Успех опер «упоительного Россини» был необыкновенным и продолжительным. Прямым его следствием явились многочисленные французские кадрили на темы россиниевских опер под названием «La Rossini», «La Turco», «La Gazza», «La gianetta», «La Patria», «Danses a la Rossini».

Были кадрили на темы оперы «Вольный стрелок» Ве-бера, поставленной в 1824 году, пользовавшейся немалым успехом. В 1830-е годы в издательствах выходили целые серии кадрилей и контрдансов на оперные темы, например, Collection de contredanses francaises, arrangees par Ch. Paez (Собрание французских контрдансов, арранжированных К. Пецом), состоящее из трех десятков разнообразных танцев.

Каких только кадрилей не появлялось в те годы! Кадрили из опер Россини, Беллини, Доницетти, Обера и Мейербера, Герольда и Верди! Кадрили из «Анны Болейн», «Лючии де Ламермур», «Нормы», «Гугенотов», «Роберта-Дьявола», «Цампы», «Фенел-лы», «Трубадура»! Кадрили из опер «Бронзовый конь», «Черное домино», «Фра-дьяволо»!

С постановкой первых русских национальных опер одновременно с ними также появились кадрили на их темы. Первой, вероятно, была кадриль на темы оперы «Жизнь за царя». В день премьеры оперы — 27 ноября 1836 года — в «Северной пчеле» на-ряду с сообщением об открытии Большого театра после перестройки оперой Глинки было напечатано извещение о выходе в свет «Песни сироты» и в ближайшие дни — увертюры и мазурки из оперы «Жизнь за царя». «Этого мало: сочинителем оперы составлены из некоторых тем прелестные французские кадрили, которые, без всякого сомнения, будут вскоре разыгрываемы на всех фортепианах и всеми нашими бальными оркестрами».

Кадриль из «Жизни за царя» включала следующие темы: вальс, рондо Антониды, увертюру, краковяк, дуэт Вани и Сусанина. Темы оперы были оставлены почти без изменений (кроме, конечно, облегчения фактуры), за исключением увертюры, с темами которой аранжировщик обошелся весьма вольно. Вскоре появилась еще одна французская кадриль из «Жизни за царя», аранжированная дирижером «придворной бальной музыки» А. Лядовым. В Кадрили Лядова (Contredanses francaises tirees de l'opera «Жизнь за царя» de M. Glinka, arrangees par A. Ladov, chef d'or-chestre des bals de la Cour) использованы следующие темы оперы: польский и хор женщин в трио, дуэт Вани и Сусанина, краковяк и мазурка, песня Вани, вальс. Музыка Глинки значительно трансформирована. Польский, например, сильно упрощен, его торжественный полонезный трехдольный метр с дроблением первой доли заменен на кадрильныи двудольный, при этом сложный ритмический рисунок первых тактов заменен элементарной танцевальной формулой. Краковяк и мазурка объединены в одну фигуру, причем и двудольный краковяк, и трехдольная мазурка приведены «к общему знаменателю» — метру 6/8, утратив свою индивидуальность и характерность. Острый яркий ритм мазурки полностью нивелирован плавным движением восьмых.

То же относится и к вальсу, который превращен в двухдольное подобие галопа. Дуэт Сусанина и Вани, хотя в нем нет видимых внешних изменений, с помощью примитивного аккомпанемента превращен в заурядный быстрый танец. Песня Вани лишилась своего главного отличительного признака — плавного ритма с характерной «переливающейся» через такт синкопой, смягчающей первую долю. Изменен и припев — синкопа в нем также снята. В итоге индивидуальная ритмика заменена общей, типовой, танцевальной. Можно сказать, что переделка Лядова превратила музыку Глинки в достаточно заурядную танцевальную музыку. Однако у бальной музыки были свои законы и вкусы.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе