Главная Карта сайта Контакты

Бал, маскарад и другие развлечения в истории русской культуры

Музыкальное образование

Источники свидетельствуют, что в большинстве корпусов музыкальное образование кадет находилось в руках профессионалов, наибольший процент которых составляли выпускники консерваторий. Диплом об окончании Петербургской консерватории имели руководитель струнного оркестра в Орловском корпусе и преподаватели пения в Воронежском, Псковском и Пажеском корпусах. Выпускники Московской консерватории успешно работали в 1-м и 2-м столичных корпусах, случалось, что провинциальных кадет учили музыке специалисты, окончившие европейские высшие музыкальные заведения (Лейпцигскую, Бухарестскую, Брюссельскую, Пражскую консерватории).

Вся учебная часть находилась в ведении инспектора классов, ему же подчинялись все преподаватели общеобразовательных, специальных и внеклассных занятий. Наличие положительных рекомендаций, согласно приказу военного министра Д. А. Милютина, являлось обязательным условием для будущих кадетских наставников. Претендент на должность учителя музыки сдавал практический экзамен. Это подтверждают сохранившиеся архивные материалы, раскрывающие процедуру проведения пробными уроками по пению Г. В. Лебедева — выпускника Костромской духовной семинарии. Его испытание заключалось в посещении уроков названного предмета в классах 1-го кадетского корпуса.4 Получив положительное заключение экзаменационной комиссии г. Лебедев приступил к своим обязанностям в Ярославском кадетском корпусе.

К этому следует добавить, что нередко вместе с опытными преподавателями музыкальные занятия проводили их помощники, чья трудовая деятельность оплачивалась из денежного довольствия штатного учителя. В 1-м Московском с учениками духового оркестра занимались музыкально одаренные солдаты, во 2-м — помощник преподавателя, капельмейстер Троицкого батальона обучал детей игре на струнных инструментах.

Текущий контроль за посещаемостью всех занятий и самоподготовкой осуществляли офицеры-воспитатели. Кроме забот о нравственном развитии и успехах своих подчиненных, они «участвовали во всевозможных упражнениях и развлечениях воспитанников, <...> устраивали певческие хоры, оркестры духовой и струнный».5

Все горести и радости самые близкие к кадетам люди переносили вместе со своими питомцами в течение 7 учебных лет. Обязательное изучение 12 общеобразовательных предметов и нескольких военно-специальных дисциплин ориентировали своих выпускников на дальнейшую военную службу. Четко, по-военному расписанный распорядок дня предусматривал и несколько часов для занятий тем, к чему лежала душа. Перечень кадетских развлечений поражал разнообразием — это целиком подтверждал отчет Главного Управления 1868 года. Официальный документ обнародовал более двух десятков игр, участниками которых становились практически все учащиеся. Комнатные игры (шашки, шахматы), экскурсии по городу, посещение и организация художественных выставок и театра, проведение литературно-музыкальных и семейно-танцевальных вечеров — все эти и другие периодические развлечения, как утверждал знаток быта воспитанников кадетских корпусов Б. Флейшер, «нужны и полезны, учитывая монотонную жизнь интерната».8

Несколько видов внеклассных занятий, в числе которых пение, музыка и танцы, считались обязательными. В изучении предметов эстетического цикла, прежде всего, виделся необходимый элемент в воспитании широко образованных и культурных детей. Вот потому учебный процесс, помимо военных дисциплин, был дополнен кругом общеразвивающих.

Возврат к списку


Облака
Крестики-Нолики
Лиса
Лети
Алло, земля!
С Новым годом, Страна!
Если хочешь
Я найду тебя
Прости
Стань ближе